Пока аграрии добирают на полях оставшиеся 7% урожая картофеля, ситуация с ценами может круто измениться. Те, кто придерживал картошку в хранилищах до Нового года и весны в надежде, что клубни подорожают до ста рублей и более, сегодня вынуждены его срочно пускать в продажу. Умом Россию не понять: после стоимости в самый разгар сезона в 60–70 рублей фермеры предрекли «второму хлебу» резкое удешевление.
Мой собеседник — фермер-картофелевод, который, как и многие его коллеги, весной не сажал клубни: гастарбайтеры не приехали, убирать урожай некому. Но признается, что тысячу раз пожалел. Ведь при нынешних ценах на овощи можно было просто озолотиться. Чтобы как-то поправить финансовое положение хозяйства, через свой небольшой магазин брал на реализацию урожай своих товарищей.
Так вот, он считает, что резкий скачок цен в определенной степени спровоцировал бурный ажиотаж — традиционное желание россиян запастись впрок. «Ровно год назад клубни стоили 18–20 рублей — говорили, дорого. А здесь 40 рублей — и покупали мешками. Одна бабушка купила 14 мешков, больше 400 килограммов. Спрашиваю: «Зачем столько?» «Как зачем? — удивилась она. — У меня же дед!» Он что, кроме картошки ничего не ест?»
Сегодня спрос на картошку пропал. Вот-вот в Россию хлынет крупный импорт из Египта, который поконкурирует с нашей продукцией. Да и население в основной массе запаслось, затарило подвалы и каморки. Теперь те, кто закладывал клубни в хранилища в надежде, что к ноябрьским картошка подорожает до ста рублей за килограмм, просят продать хотя бы по 30.
— Я таких людей не понимаю, — рассказывает фермер. — Цена картошки с поля — 10 рублей, два года назад ее и по 8 рублей не знали кому впарить. В нынешнем году с поля продавали по 35–40 рублей. Продай по 30 — это баснословные прибыли — и перекрестись! Когда еще будет такой навар?! Со 100 гектаров — это 3 тысячи тонн!
Клали в хранилище, ждали, что к ноябрю будет под сотню рублей, а к Новому году — и под все 120. А его уже наелись, запаслись. Не удивлюсь, если в ближайшие недели клубни подешевеют до 20 рублей.
Объемы в загашниках сегодня большие. 65% «второго хлеба» выращивают не агрохолдинги, а фермеры и личные подсобные хозяйства — ЛПХ. Рассчитывая на то, что к концу декабря картофель вообще станет «золотым», его не отправляли на продажу, а закладывали на хранение. В основном, как делают в деревнях, в бурты. Там он уже начинает портиться, большие отходы…
Проблемы и у тех производителей, кто имеет хранилища. При полной подаче воздуха для прокачки системы затрачивается 50 КВт/ч электроэнергии. Стоимость такого киловатта не по деревенскому тарифу, а по коммерческому, — 7 рублей в час. Прогоришь на электричестве, пока дождешься очередного взлета цены на клубни!
Теперь они рады продать и по 30, чтобы не платить за хранение, да только и это вряд ли удастся. Спрос упал, покупатель уже смотрит на калибр, мелкая ему не нужна — когда был ажиотаж, размер не имел значение, сметали все подряд. А сейчас подавай крупную, да еще и светленькую, из песчаных почв, — она внешне выглядит презентабельнее, чем из чернозема…
В общем, собеседник не исключает, что через неделю-другую картошка начнет дешеветь. Сейчас те, кто хотел ее продать к Новому году и весной, вывалят все на рынок.
— У экспертов есть мнение, что картошка дешевле 35 рублей стоить не будет никогда, вы согласны? — спрашиваю его.
— Это большая ошибка. На следующий год она может стоить 3 рубля! После нынешних запредельных цен все кинутся сажать картошку. Если с поля она будет стоить не 35–40 рублей, а 20, это все равно очень выгодно, ей станут заниматься. Но это как казино: сегодня выиграл, завтра проиграл. У меня знакомое семеноводческое хозяйство на Вологодчине. Они продали все семена до конца октября — такого никогда не было, обычно реализовывали к маю. Но если на рынке будет перенасыщение, кто ее станет покупать по 35 рублей?!
Уже известно, что качество нынешнего урожая «второго хлеба» оставляет желать лучшего. Больше половины мелких фракций.
Однако, по мнению экспертов, это не трагедия. В Западной Европе, говорит доктор сельскохозяйственный наук, сотрудник Всероссийского института картофелеводства им. Лорха Евгений Симаков, покупатели, наоборот, предпочитают средний и мелкий калибр. В крупных картофелинах много «механической» ткани, большие межклеточные обводненные пространства. В общем, по своим вкусовым качествам они уступают мелким собратьям.
«А мелкие клубни не обязательно чистить, как мы не чистим молодой картофель. Его нужно хорошо отмыть, из глазков удалить грязь, отварить, а затем слегка обжарить на масле. С укропчиком, да еще и в сочетании с овощными салатами — просто объедение».
Может, наши аграрии, сами того не желая, вырастили как раз такие клубни, от которых сходит с ума вся Западная Европа…
В Картофельном союзе не исключают, что клубни в ближайшее время действительно могут подешеветь. Но не так радикально, как предполагает фермер.
— Отечественный картофель есть и будет, — считает руководитель аппарата КС Татьяна Губина. — Главное для нас — чтобы торговые сети не завезли большие партии импортного картофеля крупного калибра. Торговые полки не резиновые, места отечественному урожаю там уже не останется…