На завершившемся 4 ноября саммите ОПЕК+ министры энергетики добывающих стран приняли единогласное решение не менять ранее намеченный план и не увеличивать добычу нефти больше утвержденного уровня. Между тем накануне министерской встречи альянса целый ряд крупных стран-экспортеров убедительно просили нарастить добычу нефти в глобальном масштабе: и для того, чтобы удовлетворить повышающийся спрос на «черное золото» со стороны отходящих от коронакризиса экономик, и для того, чтобы сбить цену дорогого топлива. Особенно активны были в этом отношении Соединенные Штаты, но пока стороны остались при своих интересах.
Фото: Pixabay.com.
Напомним, что цена нефти с начала года существенно выросла: с уровня в $50 до отметок свыше $80 за баррель. Это вызывает серьезное беспокойство крупнейших потребителей «черного золота» – США, Китай, Индию, Японию – по поводу восстановления их экономического роста после пандемии. Поэтому они с разной степенью настойчивости и агрессивности обратились к 25 добывающим странам, объединенным в неформальный альянс ОПЕК+, с просьбой увеличить производство ускоренными темпами.
Отметим, что ОПЕК+ с июля постепенно наращивает добычу нефти на 400 тысяч баррелей в сутки каждый месяц с тем, чтобы нивелировать снижение в 9,7 млн б/с, на которое альянс пошел в разгар пандемии COVID-19, когда котировки «черного золота» падали до рекордно низких уровней. Альянс рассчитывает к концу сентября 2022 года постепенно выйти из своих обязательств по ограничению производства.
По информации источников, близких к переговорному процессу, на заседании 4 ноября возможное увеличение нефтедобычи активно обсуждалось участниками ОПЕК+. Но риски сезонного падения спроса на нефть вкупе с потенциальным ударом по миру нового штамма «Дельта» стали теми факторами, которые воспрепятствовали ускоренному повышению добычи.
По мнению вице-премьера РФ Александра Новака, текущая цена на нефть в районе $80 за баррель объективно отражает ситуацию на рынке. Вместе с тем, полагает он, на рынке есть много факторов, которые могут снизить цену: это и сезонное снижение спроса на нефть, и давление на спрос ввиду распространения ковидного штамма «Дельта», и увеличение коммерческих запасов нефти, наблюдаемое в некоторых странах уже сейчас.
Между тем официальный Вашингтон явно остался недоволен игнорированием его интересов со стороны непокорного альянса. Страны ОПЕК+ способны сделать больше усилий для стабилизации мировых цен на энергоресурсы, и США продолжат контакты по этому вопросу, заявила представитель Белого дома Карин Жан-Пьер. «Мы контактировали с видными участниками ОПЕК+, призывая их к компромиссу по увеличению добычи, и они согласились на это. Однако тут можно сделать и больше», – сказала спикер. Жан-Пьер добавила, что «настало время для крупных нефтедобывающих стран стабилизировать цены на энергоресурсы и сделать так, чтобы высокие цены на энергию не подрывали процесс восстановления мировой экономики». На вопрос, почему США сами не увеличат добычу нефти, она ответила: «США оперирует на конкурентном открытом рынке, и компании сами принимают решения».
Насколько обоснована позиция ОПЕК+? Сможет ли устоять альянс под политическим давлением американцев и как это отразится на ценах на нефть? Все эти вопросы мы адресовали российским экспертам энергетического рынка?
«При всех обстоятельств ОПЕК+ не отступит от своей линии, – уверен ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Хотя бы из-за непреклонности саудовцев. Официальный Эр-Рияд не раз заявлял: вместо того, чтобы давить на нас, лучше бы американцы наращивали собственную добычу сланцевой нефти, большая часть которой рентабельна при цене в $50 за баррель».
Что касается прогнозов относительно нефтяного рынка в целом, то его стабилизация зависит, во-первых, от того, насколько Россия расширит поставки газа в Европу: падение цен на газ напрямую влияет на нефтяные котировки. Во-вторых, от плавного увеличения добычи со стороны ОПЕК+. В-третьих, от развития ситуации с долларом: если американская валюта будет дорожать, то цены на нефть начнут снижаться. Пока же они будут оставаться в коридоре $80-85 за баррель, с некоторым трендом на смещение к нижней границе, уверен Масленников.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин со своей стороны обращает внимание на то, что ОПЕК+ так и оставила на прежнем уровне объемы увеличения добычи нефти – по 400 тыс. баррелей в сутки. А спрос на энергоносители растет, причем на все углеводороды: он даже опережает экономический рост. «Может, мы сейчас и видим некоторую перегретость рынка, но в глобальном плане диапазон цен 70-80$ за баррель – вполне реальный. Кроме того, на азиатских рынках из-за дороговизны газа потребители сейчас стали переходить на дизельное топливо, а это производный продукт нефти, поэтому в целом спрос на нефть будет только расти в ближайшее время», – утверждает эксперт.
Что касается вопроса о том, почему сланцевики в США не наращивают добычу, то ответ на него, по мнению Пикина, заключается в том, что многие компании за океаном еще не смогли отойти от ценового шока, который произошел на рынке нефти весной прошлого года. «Сейчас американские инвесторы оценивают будущее сланцевой нефти менее позитивно, чем до пандемии», – утверждает наш собеседник. Говоря же о России, он выразил уверенность в том, что к весне следующего года наша страна полностью восстановит добычу нефти относительно тех объемов, которые были у нас до пандемии. «А если удастся еще и цены сохранить на нынешнем уровне, то будет вообще отлично», – сделал вывод Сергей Пикин.