Началась официальная процедура подачи заявлений клиентами Mouzenidis Travel на возврат средств. 12 ноября Ростуризм исключил компанию из федерального реестра туроператоров, дальше банкротство. Финансовые гарантии у Mouzenidis Travel есть, только вот страховых средств на всех не хватит. Эксперты подчеркивают, что это огромная репутационная потеря для рынка. «МК» выяснил, как пострадавшим российским туристам вернуть свои деньги за путевки.
Проблемы у Mouzenidis Travel начались с кончины в марте 2021-го Бориса Музенидиса — основателя компании. После смерти главы туроператора наследникам пришлось потерпеть полгода, прежде чем начать активно осваивать активы. Очень много вопросов к финансовым потокам. Но с этим будут разбираться соответствующие органы, а пока возмещения ущерба ждут около 27 тыс. российских туристов, которые заплатили за путевки порядка 18 млн евро (около 2 млрд рублей). Эти деньги были переведены в Грецию, но так и не были доведены до отелей и авиакомпаний.
Вообще Mouzenidis Travel все очень любили. Менеджеры туроператора всегда отличались человеческим подходом: шли навстречу, улаживали конфликты. Компания на рынке с 1995 года, и очень странно, что её не стали спасать. Mouzenidis Travel начинал свою работу с организации шоп-туров в Грецию. Даже несмотря на «туристов-вымогателей», (путешественников, которые подписав договор о том, что они обязуются купить шубы на определенную сумму, говорили, что денег нет), компания справлялась. Туроператору приходилось самостоятельно покрывать расходы, но он продолжал работать. 90-е компания пережила, ковидные — нет.
Это огромная репутационная потеря для рынка, рассказывает профессор кафедры управления бизнес-процессами ИОМ РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь. «Молодое поколение и без этой истории практически полностью перешло на самостоятельные путешествия. Активно используются система интернет-бронирования отелей Booking, онлайн-площадка для поиска краткосрочной аренды частного жилья по всему миру Airbnb. Работать туроператорам будет еще сложнее», — отмечает она.
Случай с Mouzenidis Travel нельзя назвать беспрецедентным. В 2018-м с рынка ушел другой крупный оператор — «Натали турс». Пострадавшими оказались более 19 тыс. туристов, которые потребовали от страховой компании «Ингосстрах», компенсации на общую сумму около 1 млрд руб. Однако такой суммы ущерба, как в ситуации с Mouzenidis Travel, еще не было.
Почти 2 млрд рублей — это очень большая сумма, говорит исполнительный директор Альянса туристических агентств (АТА) Наталия Осипова.
«Сколько туристов не смогли реализовать свои туры неизвестно. Только после того, как страховая сформирует список потерпевших путешественников, станет понятен масштаб», — подчеркивает она.
Известно, что Mouzenidis Travel застрахован на 80,5 млн рублей в страховой компании «ТИТ». Эксперты говорят, что этих фингарантий не хватит для выплат всем клиентам и деньги просто поделят на всех пострадавших.
В силу пандемийных обстоятельств деньги многих туроператоров находятся за рубежом. Зарубежные партнеры признают, что средства туристов находятся у них, не отказываются от обязательств и ждут, когда получится все исполнить. В случае с Mouzenidis Travel зарубежный партнер просто кинул российского оператора, считает директор ассоциации «Турпомощь», вице-президент Российского союза туриндустрии Александр Осауленко.
«Были запущены механизмы компенсаций, но уже понятно, что 80 млн страховых не хватит, чтобы покрыть весь ущерб, — продолжает он. — Надо отдать должное туроператору, который не ушел в глубокую оборону, а готов объяснить клиентам, как действовать в сложившейся ситуации: на сайте будет размещен порядок действий для туристов. Страховая компании уже опубликовала правила подачи пакета документов для получения средств».
После того как страховая компания исчерпает свой лимит средств, ассоциация «Турпомощь» объявит о начале формирования своих реестров по неисполненным обязательствам. К сожалению, цифры там еще меньше.