В России озаботились контрабандой древесины в Китай, который продает ее обратно втридорога

Лесные массивы России продолжают неуклонно сокращаются, причем примерно половина потерянных деревьев приходится на незаконную вырубку. Львиная доля ценной древесины контрабандой вывозится в Китай, а впоследствие в виде готовых изделий по тройным ценам продается обратно россиянам. Переломить давно установленную систему, по мнению экспертов, можно только за счет смены концепции отношения к лесохозяйству: перехода от попытки выжимания максимальной прибыли с продажи древесины к модели сохранения национальных природных богатств государства.

В России озаботились контрабандой древесины в Китай, который продает ее обратно втридорога

Проблема незаконной вырубки и контрабанды российских лесов за границу уже давно превратилась в настоящую драму для нашей страны. По оценке Счетной палаты, ежегодный ущерб бюджету от подобных преступлений составляет 11-12 млрд рублей. «Согласно исследованию Совета Федерации, примерно 20% от легальной рубки приходится на «серый» рынок. Это 40-50 млн кубометров древесины, которые вывозятся за границу», — отмечает председатель общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов.

Самые значительные объемы незаконно вырубленного лета иногда контрабандой, а иногда, как отмечает эксперт, из-за несовершенства правовой базы на вполне законных основаниях поступают на рынок Китая. Сразу стоит развеять миф о том, что в Поднебесной наложен полный запрет на вырубку зеленых насаждений. В Китае ежегодно заготавливают примерно в полтора раза больше древесины, чем в России, однако Пекин бережно восстанавливает свои леса, чем не может похвастаться наша страна.

Китайцы далеко не всегда пользуются незаконными инструментами получения российской ценной древесины. Поскольку рынок Поднебесной является самым перспективным отраслевым сектором мира, российские чиновники охотно приглашают к работе компании из Китая, предоставляя им разнообразные льготы. Кроме того, китайские бизнесмены скупают в нашей стране убыточные предприятия, уже арендующие и использующие для заготовки древесины леса, или создают российские фирмы, которым леса быстрее выдаются в аренду. Такой механизм позволяет лесной продукции, уходящей из России в Китай, получить все разрешительные документы. «Местные жители рассказывают, что незаконная вырубка происходит средь белого дня. После китайцев, которые стараются вывезти каждую щепку, остается лишь глина и песок — пустыня», — ужасается пробующий себя на поприще экоактивиста шоумен Сергей Зверев. Причем, в дальнейшем вывезенная древесина уже в виде готовых товаров возвращается из Поднебесной в Россию и продается на порядок дороже своей изначальной себестоимости.

Читайте также:  Правительство решило победить бедность на бумаге, изменив формулу расчета

В результате наша страна, на леса которой приходится пятая часть всех деревьев планеты, рискует остаться без «зеленых» легких. Ежегодно, по данным Минприроды, в России под корень вырубается 120 тысяч гектаров леса, а еще 30 тысяч гектаров насаждений отечественная природа лишается из-за перевода земель лесного фонда в другие категории. В среднем каждый год наша страна теряет на 450 тыс гектаров больше лесных массивов, чем их восстанавливает. Всего же реанимации требуют более 35 млн гектаров российского леса. «Россия, действительно, — экологический донор планеты, у нас самая большая масса лесов, которые ежегодно поглощают 1,5 млрд тонн двуокиси углерода. И эти огромные пространства мы рискуем потерять», — предупреждает член Общественного Совета Росприроднадзора, эксперт комитета СовФеда Владислав Жуков.

По словам Морозова, выходом из ситуации должна послужить полная «перезагрузка» отношения государства к своему природному богатству, перенес внимания с бизнес-вопросов на глобальный климатический функционал лесного хозяйства. «В российской экономической модели лес — просто древесина, приносящая деньги. Это положение необходимо поменять», — сказал он. Лесохозяйство необходимо рассматривать не только как средство извлечения максимальной прибыли от продажи древесины, а как действующую модель, позволяющую сохранить и укрепить национальное природное богатство государства.

Отличным подспорьем для сохранения отечественных зеленых массивов также станет восстановление института лесничества. В настоящее время контроль над лесным хозяйством лежит на местной администрации, которая иной раз принимает решения в собственных интересах. «Существующую систему необходимо централизовать. В том же Китае, который наживается на российской древесине, работает более 500 тыс лесников. Наша страна, в которой лесов несравнимо больше, может похвастаться лишь 35 тыс специалистов. Это число необходимо срочно утроить. Работающие «на земле» люди, знающие в лесу каждую ветку, смогут разобраться, кто просто собрал хворосту для печки, а кто ворует миллионами кубометров», — уверен Морозов.