В Ереване, куда на очередное заседание межправсовета стран Евразийского союза прилетел Михаил Мишустин, на первый взгляд, ничего не напоминает о непростых временах, которые переживает Армения. Шумят еще не опавшей листвой старые платаны, молодежь тусуется на залитых солнцем уличных верандах. Но, когда взгляд случайного прохожего вдруг натыкается на карточку российской делегации, висящую у тебя на груди, в его глазах нет-нет да и промелькнет немой укор: «Ну почему же Россия нам снова не помогла?»
Впрочем, обсуждение обстоятельств и последствий эскалации армяно-азербайджанского конфликта, которым, наряду с кризисом мигрантов в Белоруссии, в последние дни был озабочен весь мир, не входило в планы российского премьера. Напротив, Михаил Мишустин постарался максимально дистанцироваться от политической повестки: перед саммитом он провел отдельные встречи с главами правительств всех стран, входящих в ЕАЭС (даже с недавно побывавшим в Москве премьер-министром Казахстана Аскаром Маминым), кроме Никола Пашиняна.
Напомним, что с армянским лидером ситуацию на границе, где в ходе перестрелок снова погибли люди, недавно обсуждал Владимир Путин — благодаря его вмешательству была достигнута договоренность об очередном перемирии, а также о начале процедуры демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы. Впрочем, в Ереване мало кто верит, что Азербайджан действительно откажется от попыток ползучего захвата армянских территорий с целью создания сухопутного коридора к Нахичевани.
Сам Пашинян болезненную для страны тему также не педалировал и союзников ни в чем не упрекал. Открывая заседание межправсовета, он лишь повторил то, что в последние дни говорил уже не раз: «Армения столкнулась с серьезными вызовами, угрожающими ее безопасности. Военные провокации Азербайджана направлены на подрыв территориальной целостности страны и срыв трехсторонних договоренностей».
После этого заявления, не требующего никакой реакции остальных участников, он перешел к повестке ЕАЭС, подтвердив позитивные тренды, наконец-то наметившиеся во взаимной торговле. По сравнению с прошлым годом товарооборот между странами объединения вырос больше, чем на 30%, а если сравнивать с допандемийным уровнем — на 19%. «Армения фиксирует рост поставок по всем партнерам из ЕАЭС», — констатировал Пашинян.
Главы правительств стран ЕАЭС договорились об обмене сведениями, входящими в состав кредитных историй. «Граждане стран пятерки получат равные возможности при обращении за займами на территории всего союза. Банки смогут проверять историю клиента вне зависимости от того, какой у него паспорт. И проанализировав риски принимать решение о выдаче кредитов», — сообщил Михаил Мишустин. (В ЕАЭС, напомним, входят Россия, Армения, Киргизия, Белоруссия и Казахстан. — «МК»).
Одним из ключевых вопросов, вынесенных на заседание межправсовета, стали совместное развитие агропромышленного комплекса и обеспечение государств союза стратегически важными лекарственными препаратами.
Несмотря на большие возможности страны ЕАЭС пока слабо обеспечивают друг друга даже основными видами сельхозпродукции. Например, основными поставщиками картофеля в Казахстан являются отнюдь не Россия и Белоруссия, а Пакистан и Иран, доля которых составляет 58% и 36% соответственно. По экспертным оценкам, за сеёт ввоза из стран ЕАЭС обеспечивается только небольшой объем (до 10%) совокупного внутреннего потребления молока, мяса, сахара, фруктов и овощей.
Потенциал для развития сотрудничества, по общему признанию, довольно широк, тем более, что увеличить производство и поставки отдельной продукции готовы не только сами участники ЕАЭС, но и страны имеющие статус наблюдателей при союзе, в частности Узбекистан и Куба. Но нужны конкретные прогнозы и заказы.
Говоря о перспективах развития единого фармацевтического рынка, Михаил Мишустин подчеркнул, что стратегически важные лекарственные препараты должны производиться в ЕАЭС. Для этого будет составлен план выпуска с перспективой на три года. Предполагается создание кооперационных цепочек из предприятий работающих в разных странах, чтобы весь цикл от субстанции до готового препарата был локализован на территории содружества, а также выделение финансирования на поддержку совместных проектов в фармацевтике.
«Безопасные и эффективные лекарства должны стать в равной степени доступны гражданам «пятерки», — подчеркнул Мишустин. Он отметил, что для стран ЕАЭС борьба с коронавирусом продолжает оставаться приоритетом: для победы нужно выработать полноценный коллективный иммунитет. А чтобы этого добиться, необходимо наращивать темпы вакцинации. Российский премьер напомнил, что Россия организовала поставки своих препаратов, а также их выпуск в странах содружества.
Что касается санитарно-эпидемиологической обстановки в Ереване, то глава Роспотребнадзора Анна Попова, которая сопровождала Мишустина в поездке, вряд ли осталась довольна увиденным. Хотя в Армении, как и в большинстве стран, растет заболеваемость коронавирусом и действуют строгие карантинные ограничения, маски практически никто не носит. А вакцинация остается на крайне низком уровне: на начало ноября обе дозы получили всего 12% взрослого населения. И это несмотря на то, что никаких ограничений в выборе прививки у жителей республики нет, а армянские ковид-сертификаты, подтверждающие вакцинацию, перенесенное заболевание или отрицательный тест ПЦР, с конца октября признаются ЕС. Это значит, что даже те армяне, которые вакцинировались Спутником V, могут без проблем отправиться в Европу.
Кстати, Россия не единственная страна, которая оказала гуманитарную помощь Армении своими вакцинами: 620 тыс. доз страна получила от Норвегии, еще порядка 100 тыс. доз от Словакии и Литвы. Любопытно, что кубинский премьер-министр Мануэль Марреро Креус, выступая на межправсовете ЕАЭС, выразил готовность обеспечить поставки в страны содружества трех кубинских вакцин, которые уже практически свели на нет пандемию на острове.
Ереван