23 ноября справороссы начали сбор подписей под обращением в Конституционный суд по поводу отмены индексации пенсий работающим. В тот же день Госдума приняла во втором, решающем чтении проект федерального бюджета на 2022 год, который предусматривает индексацию пенсий неработающим на 5,9%. Обещание президента Путина обеспечить рост пенсий выше уровня инфляции пока не реализовано: и он сам, и Минфин, и депутаты молчат.
Лидер «СР» Сергей Миронов пояснил журналистам, что судей предполагается спросить, насколько соответствует Конституции действующая с 2016 года статья закона «О страховых пенсиях» об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. Ведь в Конституции с лета 2020 года написано, что индексация пенсий должна проводиться не реже раза в год, и никакого деления на работающих или неработающих там нет… Чтобы запрос мог быть отправлен, необходимо, чтобы под ним подписались не менее 90 депутатов. Лидер «СР» выразил надежду, что инициативу поддержат как минимум фракции КПРФ и «Новые люди». У «СР» в парламенте 28 человек, у «Новых людей» — 15, а у КПРФ 57. Всего 100 голосов, с запасом…
Это уже второй подход справороссов к снаряду: ровно год назад они пытались собрать подписи под аналогичным запросом в КС. Но затея окончилась пшиком: голосов «СР» и КПРФ не хватило, а фракция ЛДПР подписываться не стала, хотя в поддержку возвращения индексации работающим неоднократно высказывалась.
А что сейчас? Глава Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) сказал «МК», что «такие вопросы решаются после консультаций руководства фракций». Что касается «Новых людей» — вице-спикер Владислав Даванков ранее заявлял, что фракция за решение проблемы индексации пенсий работающим. Но по запросу в КС, как выяснилось, её позиция ещё не сформулирована. Коммунисты? «Думаю, подпишем, проблемы нет», — так ответил на вопрос «МК» секретарь ЦК КПРФ, депутат Александр Ющенко.
Число работающих пенсионеров, начиная с 2016 года, неуклонно сокращается: они либо уходят в тень, либо просто уходят с работы по мере того, как всё внушительнее становится разница между пенсией работающего и неработающего, либо уходят в самозанятые, которые по российскому законодательству считаются неработающими и право на полную индексацию имеют. В заключении Счетной палаты на проект бюджета ПФ на 2022 год это наглядно продемонстрировано: на 1 января 2019 года работало 9,7 млн. пенсионеров, на 1 января 2020 года — 9,3 млн., на 1 января 2021 года — 8,9 млн., а всего через полгода — лишь 8,6 млн.
Если запрос в КС на сей раз все же удастся отправить, появится шанс поставить точку в продолжающемся вот уже полтора года споре. Ещё когда поправки в Конституцию обсуждались в Госдуме, на вопрос Михаила Тарасенко («ЕР») «означает ли новая формулировка про индексацию пенсий в Основном законе возврат к индексации пенсий работающим», один из сопредседателей специальной рабочей группы, созданной президентом для подготовки текста поправок, глава Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева неожиданно ответила «да». Правда, вскоре в Минтруда разъяснили, что по закону пенсии работающим и так индексируются на бумаге — просто не выплачиваются в полном объеме до тех пор, пока гражданин не уволится. Но многие депутаты и эксперты и сейчас полагают, что Конституция в данном случае все-таки нарушается.
По версии г-на Миронова, главным виновником сохранения введенного с января 2016 года правила является Минфин, который говорит, что денег нет: «Мы ждали, что вопрос решит Правительство РФ. Президент России уже давал поручение кабмину его проработать, однако до сих пор проблема остаётся нерешённой», сказал он. Но всё было не совсем так.
В конце декабря 2020 года глава ФНПР Михаил Шмаков встречался с президентом, и по итогам этой встречи Владимир Путин поручил правительству к 1 февраля предложить варианты возвращения индексации пенсий работающим. Правительство поручение в срок выполнило. Но с тех пор ни разу ни глава государства, ни премьер-министр, ни глава Минтруда не рассказали, какие именно варианты были представлены Кремлю. Решение оставалось за президентом. Как бы то ни было, в проекте бюджета на 2022-24 годы денег на индексацию пенсий работающим не заложено. Формально всё правильно: не может же казна выделять деньги на то, что запрещено законом? А закон запрещает выплачивать пенсии работающим с учетом индексации. Точка.
Вот если запрос в КС уйдет, и судьи в неопределенном будущем вдруг признают эту норму закона неконституционной, придется его править…
Что касается пенсионеров неработающих, принятые во втором, решающем чтении бюджет страны и бюджет Пенсионного фонда предусматривают индексацию их пенсий с 1 января 2022 года лишь на 5,9%. Когда на отдельное голосование депутат Валерий Гартунг («СР») вынес поправку об индексации на 6% и она была отклонена, глава думского Комитета по бюджета и налогам Андрей Макаров («ЕР») объяснил: президент же сказал, что пенсия неработающим должна быть проиндексирована выше уровня инфляции, а 6% — это явно ниже.
Действительно, в прошлую пятницу Владимир Путин, анонсируя поправки в бюджет, которые должны обеспечить в 2022 году рост МРОТ и прожиточного минимума на 8,6%, одновременно сказал, что выше уровня инфляции надо бы и пенсии проиндексировать. Вопрос, по его словам, «прорабатывается» в администрации президента, правительстве и депутатами.
Но бюджет-то примут в третьем чтении уже 24 ноября! Неужели поезд ушел? Нет. При желании объяснил «МК» г-н Нилов, достаточно до Нового года внести изменение в закон «О страховых пенсиях», где в 2018 году прописали на 6 лет вперед цифры ежегодной индексации (5,9%, которые сейчас на фоне роста цен выглядят смешными — именно оттуда). Заменив 5,9% на другую цифру, можно начать выплачивать в соответствии с ней пенсии сразу с 1 января, а потом дополнительно перебросить средства из федерального бюджета в Пенсионный фонд.