Обозначенный ранее правительством размер индексации страховых пенсий на ближайший год оставлен без изменений — на уровне 5,9%. Госдума приняла законопроект о бюджете Пенсионного фонда, в котором эта цифра отражена. Получается, что неудержимо растущая инфляция, уже зашкалившая за 8%, не внесла никаких корректив в планы властей. В этой ситуации российским старикам остается одно — потуже затянуть пояса и надеяться, что в обозримом будущем родное государство облагодетельствует их единовременными выплатами — тысяч в десять рублей.
Согласно проекту о бюджете ПФР, в 2022 и 2023 годах страховые пенсии, в среднем по России составляющие 17500 рублей, увеличатся на 5,9% и 5,6% соответственно. А годовая инфляция, между тем, достигла к середине ноября 8,6%. Основным ее драйвером стали цены на продовольствие, которое в потребительской корзине пенсионеров занимает львиную долю. На недавнем совещании по социальным вопросам Владимир Путин призвал проиндексировать страховые пенсии в 2022 году выше инфляции. Президент заметил, что такой подход к их формированию выдерживается с 2019 года, и негоже сейчас отходить от него.
Однако бюрократическая машина оказалась неповоротливой. Когда график индексаций на ближайшие годы согласовывался на официальном уровне, еще не было в стране инфляции за 8%. И новая реальность не стала для чиновников основанием для корректив. А они должны быть. Правительство обычно устанавливает индексацию пенсий (на следующий год) на величину не менее, чем инфляция на конец года предыдущего. Сейчас этот алгоритм фактически сломан, причем никаких объяснений на этот счет представители властей не дают.
«Индексация пенсий ниже текущего уровня инфляции в диапазоне 8-8,5% является прямым нарушением российской Конституции, — говорит топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. — Похоже, профильным ведомствам нужна серьезная встряска, чтобы хоть немного приблизиться к реальным потребностям общества и экономики».
На взгляд собеседника «МК», нынешний средний размер страховых пенсий позволяет старикам лишь одну неделю в месяц жить более-менее достойно, а остальные три — впроголодь, до наступления нового расчетного месяца. Пенсии по старости следует как минимум удвоить, считает Лобода.
Конечно, чтобы хоть как-то подсластить пилюлю в условиях высокой инфляции, государство может вновь прибегнуть к тактике единовременных выплат. Но ситуацию это не спасет. Люди проедают деньги сразу, тем более, что за 12 прошедших месяцев цены на товары и услуги подросли процентов на 30. Сегодня и 5 тысяч, и 10 тысяч рублей в массовом сознании воспринимаются как подачка. При этом, по расчетам Лободы, в федеральном бюджете есть необходимые резервы, чтобы поднять размер пенсий на 10-15% в следующем году, ориентировочно хотя бы на 2 тысячи рублей. Для этого понадобится порядка 900 млрд рублей, или около $12 млрд.
Заметим, что механизм единовременных выплат вместо индексации по инфляции уже использовался в 2016 году. По итогам кризисного 2014-го инфляция выросла почти на 12%, а в 2015-м власти изыскали средства на индексацию лишь на 4%. Зато в январе 2016-го всем пенсионерам страны без исключения выплатили разово по 5000 рублей. Нечто подобное правительство может провернуть и сейчас.
«Для меня загадка, почему в условиях профицитной государственной казны решено не трогать параметры индексации, — говорит член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. — Может, Минфин настоял на этом? Ведь вполне можно изыскать ресурсы, чтобы повысить пенсии хотя бы уровень реальной инфляции. Впрочем, не исключаю, что бюджет ПФР будет скорректирован позже, такие прецеденты у нас уже были».
По словам профессора Финансового университета Алексея Зубца, цифра 5,9% его удивила. Ведь по последним данным Росстата, пенсии в стране не растут опережающими темпами (такое обязательство неоднократно брало на себя правительство), а падают. Зубец предполагает, что параметр индексации в 5,9% принят с учетом двух факторов — потенциального снижения инфляции в 2022 году и сверхплановых единовременных выплат различным слоям населения (включая пенсионеров) в текущем году. По мнению эксперта, с учетом того, что годовой объем выплачиваемых страховых пенсий составляет 8,5 трлн рублей, едва ли государство найдет дополнительные 400-500 млрд на повышение размера индексации.
«Скорее всего, в течение следующего года будут приняты решения о целевых единовременных выплатах пенсионерам, — полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Например, в марте и, если потребуется, ранней осенью. Тогда пенсии удастся проиндексировать по итогам 2022 года даже выше уровня инфляции 2021 года. Но многое будет зависеть от ситуации с наполнением бюджета. Если власти решат поднять пенсии на 8-9% в следующем году, расходы по этой статье из казны вырастут на 2-4%. Такие деньги найдутся».