В Анкаре и Стамбуле прошли протестные акции после рекордного падения курса турецкой лиры. За сутки национальная валюта потеряла 18% своей стоимости по отношению к доллару. Демонстранты требовали отставки правительства, президента страны Эрдогана и членов правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Эксперты рассказали, к чему приведут подобные протесты и какие шаги на этом фоне будет предпринимать турецкий лидер.
Вечером во вторник в нескольких районах Стамбула и Анкары прошли стихийные акции протеста. Причиной демонстраций стало резкое снижение лиры по отношению к доллару. Курс турецкой валюты опустился до исторического минимума — 13,4 лиры за $1.
В районе Чанкая в столице Турции протестующие вышли с лозунгом «Партию справедливости и развития — в отставку!». Полиция пыталась помешать митингующим, в том числе заграждениями. Они расходились в близлежащие переулки, а затем снова собирались в шествие.
На опубликованном в Twitter видео из района Куртулуш в Стамбуле видно, как правоохранители пытаются задержать толпу демонстрантов, перекрыв улицу. На другом видеоролике, которое просочилось в Сеть, слышно, как участники митинга скандируют: «Правительство — в отставку!»
Стамбульцы также вышли на протестную акцию перед зданием Центрального банка. Некоторые держали плакат с надписью: «Вы плохо выполнили свою работу, вас будут судить, пусть правительство уходит в отставку». Во время шествий жители били по кастрюлям и сковородам.
В некомпетентности президента Реджепа Тайипа Эрдогана обвинили лидеры оппозиционных Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу и «Хорошей партии» Мераль Акшенер. Они также потребовали провести досрочные выборы. На этом фоне сам глава государства заявил, что президентские и парламентские выборы пройдут, как и было запланировано — в июне 2023 года.
Лидер Партии будущего, экс-премьер и некогда близкий соратник действующего президента Ахмет Давутоглу со своей стороны отметил, что отношение правительства Эрдогана к экономике — «это не просто невежество, а предательство страны».
«Я призываю руководителей всех наших политических сил и великую турецкую нацию начать настоящую экономическую войну за независимость против этого предательства», — написал политик у себя в Твиттере.
Бывший глава кабмина также уведомил, что в ближайшее время он планирует встретиться с Кылычдароглу и Акшенером, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию.
«В последнее время мы наблюдаем постепенное ухудшение социально-экономического положения в Турции, — комментирует «МК» директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков. – Действительно, и коронавирус, и некоторые политические шаги Анкары негативно сказываются на состоянии местной экономики. А в ее финансовой части это наиболее заметно.
Совсем недавно был так называемый «посольский» кризис. Тогда несколько европейских и американских послов выступили с требованием освободить из тюрьмы бизнесмена и правозащитника Османа Кавалу. Эрдоган отреагировал на этот демарш очень жестко, что немедленно привело к падению лиры. Сейчас любой резкий внешнеполитический шаг Турции и ее лидера приводит к падению национальной валюты. Это печальная тенденция, которая свидетельствует о том, что по своей сути турецкая экономика далеко не самостоятельна. Она очень серьезно зависит и от Европы, и от Соединенных Штатов, и вообще от глобальной конъюнктуры.
К сожалению, при этом все сложности, с которыми в данный момент сталкивается экономика Турции, сказываются непосредственно на жизни простых граждан, которые, как показали последние выборы, и так далеко не все поддерживали курс правящей партии президента Эрдогана. А теперь у них появляется все больше и больше оснований полагать, что он не вполне соответствует прежде всего их интересам.
Напомню, что Эрдоган довольно длительное время назад начинал действовать по концепции «ноль проблем с соседями», а в итоге вышел на позицию, когда практическим со всеми странами у Турции есть проблемы, и чаще всего они военного плана. В этой связи можно вспомнить конфликты в Сирии и Ираке. Не стоит сбрасывать со счетов и ситуацию на Кавказе. Взаимоотношения Анкары с Москвой, Брюсселем и Вашингтоном тоже нельзя назвать идеальными. Они развиваются по сложной кривой».
По словам эксперта, у Эрдогана сейчас не так много опций. Он будет по-прежнему пытаться работать с опорой на свою основную избирательную базу — прежде всего на сельское население. Возможно, будет изобретен какой-то дополнительный инструмент социальной поддержки, что, кстати, всегда делают политики традиционно религиозного склада ума. Главе государства придется задуматься и о более аккуратных внешнеполитических шагах, по крайне мере, на перспективе, когда турецкая экономика находится не в лучшем виде.
«Чем хуже будет экономическая ситуация, тем больше будет видеть население Турции и падение курса, и падение уровня жизни, и падение оборотов промышленного производства, — считает Дмитрий Егорченков. – Неизвестно, когда закончится коронавирусные дела, которые наносят тяжелейший удар по туризму страны. Это касается не только российского туризма, но и европейского и многих остальных. Поэтому те миллионы людей, которые были заняты в этой сфере, видят ухудшение ситуация и будут требовать от правительства принятия реальных шагов по выравниванию этой ситуации».
В свою очередь главный редактор «МК в Турции» Яшар Ниязбаев уверен, что протесты, которые сейчас происходят в Турции, пока не выглядят очень серьезными: «Они утихнут в ближайшее время. Однако, если все-таки акции будут продолжаться, то будут носить красочный и креативный характер, как это было на днях, когда турки жгли фальшивые доллары. Поэтому не стоит ожидать, что они как-то повлияют на правительство. Об отставке Эрдогана не может идти и речи. Единственное, о чем можно говорить в данном случае, так это о досрочных выборах. Но эта не та ситуация, и не так атмосфера нагнетания и негатива, которая могла бы подтолкнуть власти к этому шагу.
Большую роль сыграет оппозиция, которая в целом давно настроена на досрочные выборы. Если, конечно, ей удастся додавить ситуацию. Она понимает, что рейтинг у Эрдогана не высокий, поэтому сейчас самое время действовать. Со своей стороны турецкий лидер прекрасно это осознает, поэтому ни на какие досрочные выборы он не пойдет. Накануне он твердо заявил, что голосование состоится, как и планировалось, лишь в 2023 году.
Все экономисты, да и обычные граждане понимают, что большая инфляция, которая сейчас наблюдается в Турции, грозит серьезным падением лиры. А эти факторы, разумеется, будут способствовать обнищанию населения. При этом у Эрдогана нет цели останавливать падение лиры. Он вообще не видит в этом какой-то проблемы. В настоящее время президент настроен на снижение процентной ставки. Это его главная цель, которую он не раз озвучивал.
У Эрдогана вообще свое видение экономики. По мнению турецкого лидера, низкая процентная ставка будет способствовать падению инфляции. Он считает, что таким образом люди будут брать больше кредитов, чтобы покупать дома, заниматься производством. Более того, это поможет снизить безработицу и экспортировать дешевую турецкую продукцию за рубеж».
Несмотря на резкое падение турецкой лиры, по словам эксперта, ажиотажа у обменников и банкоматов в стране нет, не наблюдается и повышенного спроса на бытовую технику. Атмосфера в целом характеризуется как выжидательная.