Названы суммы потерь россиян из-за отмененных в результате пандемии туров

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), компании должны россиянам 10 млрд рублей за несостоявшиеся из-за пандемии поездки. Проблема в том, что возвращать путешественникам нечего. Участники рынка объясняют свое бедственное положение тем, что средства были переданы зарубежным партнерам, а собственные счета практически на нуле. Как итог — число судебных обращений и количество жалоб по этой проблеме неуклонно растет. Интересно то, что многие иски уже сейчас удовлетворяются и полном объеме. Возникает вопрос: действительно ли у компаний нет денег или все заявления о грядущем банкротстве операторов всего лишь фикция?

Названы суммы потерь россиян из-за отмененных в результате пандемии туров

За полтора года (с января 2020-го по июль 2021-го) компании вернули туристам 70% задолженности по тем поездкам, которые были отменены или перенесены из-за пандемии. Оставшиеся 30% средств не могут быть возвращены, поскольку туры оплачены в страны, которые пока не открыты из-за коронавируса, а своих средств у компаний нет. «Мы не можем не признать, что в ноябре-декабре рынок находится на тонкой грани обрушивания в пропасть. И связано это не с финансовым состоянием, не с устойчивостью компаний, а с выполнением обязательств по ковидным турам», — рассказали в АТОР.

Ранее игроки рынка заявили, что 60% туроператоров могут обанкротиться. Во избежание существенных рисков для отрасли они попросили премьера Мишустина продлить отсрочку долгов перед туристами за несостоявшиеся туры, которая заканчивается 31 декабря. Речь о постановлении правительства №1073. Документ разрешает получить равнозначный тур за отмененную из-за пандемии поездку и, в случае отказа туриста от переноса, обязывает туроператора вернуть клиенту деньги в полном объеме, а также уплатить заказчику проценты за пользование его деньгами в размере 1/365 ключевой ставки Центрального банка за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата ему уплаченной за туристский продукт денежной суммы.

Читайте также:  Экономисты назвали продукты, которые могут подешеветь в 2022 году

Туроператоры заявляют, что средств у них нет, так как они перевели их иностранным партнерам. Ранее глава ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко оценивал задолженность турфирм примерно в 25 млрд руб. При этом совокупная сумма страховок и средств в фондах персональной ответственности — всего около 7 млрд руб. Но так ли плачевно финансовое положение компаний на самом деле? Судя по сообщениям на туристических форумах, деньги клиентам все-таки возвращают.

«Бронь была в ноябре 2019-го на июнь 2020 года. Потом перенос на июнь 2021-го, но границы были закрыты. В тот же месяц отправила на почту оператора заявление о возврате в виде досудебной претензии. 22 июня 2021-го вся сумма была на карте. Хеппи-энд», — поделилась историей клиентка крупного российского оператора. И это не единственный подобный пример.

Вместе с тем турагентства уже начали раннее бронирование на 2022 год, в том числе и на вторую половину года, запрашивая у покупателей 25% предоплаты. Возможен расклад, при котором из этих денег будут частично оплачены несостоявшиеся поездки в пандемию.

И все же эксперты считают, что турфирмы не смогут погасить задолженность перед всеми клиентами без помощи государства. По словам сотрудника департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николая Переславского, причины невозврата очевидны — бедственное положение туристической отрасли, а также невозможность предложить клиентам равнозначный тур из-за удорожания цен как на размещение, так и на билеты с проживанием. «Диалог между туристами и компаниями сейчас довольно напряженный, а методы его решения, судя по всему, будут зависеть в большей степени от государства и того, будет ли оно компенсировать затраты путешественников за счет бюджета», — полагает он.

«Единственным решением может стать продление постановления правительства №1073 на следующий год (или на период 2022–2023 годов), по которому допускается возврат средств или перенос туристической поездки на более поздний срок, когда пандемия закончится», — говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев.

Читайте также:  Стала известна главная ошибка сдающих квартиры россиян

Управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко считает, что вряд ли все туристы смогут вернуть полную стоимость путевок. «Возврат во многом будет зависеть от финансовых возможностей компаний либо готовности клиента обращаться в суд», — отмечает он.