Объем операций россиян с цифровыми валютами составил $5 млрд — или около 350 млрд рублей в год. Центробанк получил эти цифры по итогам опроса крупных банков в середине 2021 года. Но инвестиции в криптовалюту несут риски: ее часто используют в преступной деятельности, инвесторы могут потерять вложения из-за скачков курса, а сам процесс майнинга требует массу электричества и загрязняет атмосферу.
Данные ЦБ о серьезных масштабах майнинга в стране подтверждается и другими исследованиями. В октябре Россия вошла в тройку мировых лидеров по объему майнинга биткоинов. Доля страны в глобальной добыче с сентября 2019 года по август 2021 выросла почти в два раза — с 5,9% до 11,2%, сообщили специалисты школы бизнеса при Кембриджском университете. Число майнеров стране резко увеличилось после запрета цифровых активов в Китае, который повлек массовую миграцию деятелей этой сферы под другие юрисдикции.
В Банке России давно заметили постоянно растущий интерес россиян к майнингу и уже не раз давали негативную оценку наблюдаемому явлению. Так, 22 ноября ЦБ РФ предложил ввести ответственность за незаконный оборот цифровых финансовых активов, а также установить порядок их налогообложения. В начале ноября регулятор высказался против приравнивания майнинга к предпринимательской деятельности — такой шаг в целях легализации этой деятельности предложили Минэкономразвития и Минэнерго.
В опубликованном 25 ноября «Обзоре финансовой стабильности» общий объем операций с криптовалютой, достигший 350 млрд рублей, сравнивается с объемом вложений граждан РФ в иностранные ценные бумаги в 2020 году, который лишь немногим больше — 474 млрд рублей. При этом независимые эксперты утверждают, что в реальности объем операций с виртуальными деньгами еще больше.
«В оценке ЦБ есть погрешность, так как по данным различных источников объем операций россиян с цифровыми валютами превышает указанную сумму в 10, а то и в 100 раз, — говорит Андрей Тугарин, руководитель GMT Legal. — Полагаю, что $5 млрд — это только локальный опрос по аудированной статистике».
ЦБ подчеркивает, что некорректно интерпретировать оценочный объем операций с цифровыми валютами как переток сбережений населения в них. Во-первых, данные по оборотам торгов могут отражать поочередные покупки и продажи. Во-вторых, часть объема операций с цифровыми валютами — это продажи валюты, полученной в результате майнинга.
«Я полагаю, что основная доля заявленных $5 миллиардов приходится не на майнеров, а на вложения крупных инвесторов, — анализирует Никита Сошников, директор Alfacash — Я помню декабрь 2017 года, когда биткоин резко пошел вверх, и многие заинтересованные люди, в том числе крупные бизнесмены и чиновники, носились по району Москва-сити в поисках якобы существующего там обменника обычных денег на крипту: там, по слухам, можно было обменять 30 млн рублей за раз. Так что майнерам я бы отвел где-то 30% от этих вложений, а остальная сумма — в кошельках инвесторов, как мелких розничных, так и крупных».
Между тем, Банк России предупреждает рынок о негативных явлениях. «Операции с цифровыми валютами несут существенные риски для финансовой стабильности и инвесторов, а также климатические риски», — говорится в обзоре ЦБ. Регулятор обращает внимание на то, что цифровые валюты из-за своего анонимного характера массово используются в преступной деятельности, в том числе в отмывании доходов, наркоторговле, финансировании терроризма. «Исходя из сложившейся на российском рынке цифровых активов ситуации, на наш взгляд, более 70% всего количества сделок в мире криптоденег в России относится к теневой стороне, — поддерживает опасения регулятора Игорь Захаров, учредитель цифровой экосистемы DBX.- Это прискорбно, но учитывая то, что правительство РФ не спешит вывести цифровые деньги из теневого оборота, не работает над созданием соответствующей законодательной базы, прогнозируем, что в будущем ситуация может только ухудшаться».
Другая группа экспертов, полагает, что к незаконным операциям можно отнести меньшую часть от всего объема крипты. «На непосредственно «черные» операции, на мой взгляд, приходится порядка не более 10-15% от транзакций, в основном за счет огромного и пока не побежденного наркотрафика в нашей стране», — говорит Никита Сошников.
Кроме указанного опасения по росту преступности, по мнению Банка России, может возникнуть риск, связанный с переводом населением части своих сбережений в цифровые валюты, прежде всего в стейблкойны. Так называют криптовалюты, стоимость которых привязана к запасам обычных валют или физических товаров — золота, нефти. Их обменные курсы подвержены меньшим колебаниям, чем курсы типичных криптовалют. «Непрогнозируемые колебания цены цифровых валют в том числе не позволяют им стать надежным инструментом сбережений», — предупреждает регулятор. Традиционные риски потери криптоденег из-за хакерских атак и мошеннических действий по-прежнему актуальны, уверены в ЦБ.
По мнению Никиты Сошникова, для начала властям надо понять, что для выхода из тени майнерам – в большинстве своем вполне законопослушным — требуется адекватное продуманное законодательство, нужны консультации в налоговых инспекциях, чтобы там от слов «биткоин» и «майнинг» не впадали в ступор, не пытались сразу найти правонарушения, а помогали участникам цифрового рынка стать полноправными налогоплательщиками. Эксперт полагает, что в следующем году Банк России активно возьмется как за финансовые пирамиды с криптовалютами, так и за криптообменники. При этом крупные инвесторы с нужными связями всё так же смогут выводить с помощью крипты активы за рубеж в обход всех нормативных требований — просто потому что у них будет соответствующий административный ресурс, уверен эксперт.