Цены на хлеб в России «заморозили»до Нового года

По оценке экспертов ООН, продовольствие в мире за последние 12 месяцев подорожало на треть. В России в середине осени прибавили в цене мясо-молочная продукция, фрукты и овощи. Больше всего подорожали сахар, мука, подсолнечное масло, используемые для выпечки батонов и булок. Ценовой скачок больно ударил по рентабельности промышленных хлебозаводов. И ряд экспертов заговорили о возможной волне подорожания хлеба. Однако до новогодних праздников ценники на социальный продукт №1 точно переписывать не будут. Об этом заявили участники XV съезда Российского союза пекарей, прошедшего в Москве.

Цены на хлеб в России "заморозили"до Нового года

Уходящий год оказался сложным для отечественных хлебопеков. И дело здесь не только в пандемии. Как сообщил «МК» президент Российского союза пекарей (РСП) Алексей Лялин: «Хлеб — рыночный продукт. Со всеми партнерами, которые обеспечивают нас мукой и другим сырьем, продают ГСМ, упаковку, предоставляют транспортные услуги, хлебопеки рассчитываются по рыночным ценам, тогда как сам хлеб мы зачастую продаем по фиксированным ценам. Вместо того чтобы их искусственно сдерживать, лучше оказать адресную поддержку малоимущим слоям населения».

«Замороженные» цены приводят к низкой рентабельности и банкротству индустриальных предприятий, отметила вице-президент РСП, ректор МПА Ольга Ильина. Особенно это заметно в регионах. Например, в Свердловской области осталось 7 хлебозаводов из 37, в Барнауле — 2 из 6. «Из-за низкой маржи в отрасли наблюдается острая нехватка инвестиций», — подчеркнул гендиректор «Курскхлеба» Николай Лопатин.

По мнению гендиректора комбината «Русский хлеб» (Барнаул) Светланы Бузовой, во время локдауна также обострилась проблема кадровой недоукомплектованности в линейном персонале. «В других отраслях экономики намного выше зарплаты, поэтому восполнить дефицит кадров сложно», — добавил Владимир Попов, гендиректор «Хлебнаш», (г. Волжский).

«Подножку» профессиональным хлебопекам подставили и ритейлеры. Не секрет, что хлебобулочные изделия, выпекаемые в магазинах под собственной торговой маркой, как правило, невысокого качества. «Стоимость булочек, которые пекут торговые сети, выше, чем они берут у промышленных хлебозаводов. Не случайно ритейл увеличил доходную часть в три раза», — отметила Нина Болгова, гендиректор ЗАО «Хлеб» из Твери. «Цены на основное сырье мы доводим до европейского уровня, а стоимость хлеба и доходы населения остались российские. Нам ничего не остается делать, кроме как закладывать плановые убытки и потом идти с протянутой рукой. Это несправедливо», — сетует Болгова.

Читайте также:  В Подмосковье на кадастровый учет поставили более 800 домов

Несмотря на рыночные проблемы и пандемию, отрасль пока работает без сбоев. По данным замдиректора Департамента пищевой промышленности Минсельхоза Владимира Скворцова, в 2020 году рост производства хлеба длительного срока хранения составил 137%, за 9 месяцев текущего года положительная динамика сохранилась (+126%). Но долго такая стабильность продолжаться, естественно, не может, уверены хлебопеки. Слишком дорогой ценой она им достается.

Согласно опросу компании Novozymes, 55% потребителей не хотят выбрасывать хлеб и предпочитают покупать продукцию с более длительным сроком хранения. 40% респондентов не хотят ходить в магазин каждый день. Наконец, 25% ценят возможность покупать несколько видов хлеба одновременно (например, в семьях с детьми). Однако немало граждан отказываются покупать хлеб с длительным сроком хранения. И здесь голоса разделились поровну: 40% считают такой хлеб ненатуральным, такое же количество высказало мнение о том, что хлеб не такой вкусный, как свежеиспеченный. Еще один любопытный факт: чем выше доход респондентов, тем больше внимания к дате истечения срока годности с их стороны: самый высокий процент — 65 % — среди людей с достатком от 75 тыс. руб. в месяц и выше.

Теперь о качестве хлеба. По словам руководителя Роскачества Максима Протасова, в 2022 году пройдет масштабное исследование нарезных батонов (более 150 марок по всей стране). Такое исследование уже проводилось в 2018-м: тогда было проверено 176 торговых марок нарезных батонов, из них 42 признали продукцией повышенного качества, а 14 получили «Знак качества». Одновременно выявили 21 нарушение.

Как сообщил «МК» гендиректор «Щелковохлеб» Игорь Ларин, в этой отрасли предприятия возглавляют социально ответственные люди, которые никогда не ставили перед собой задачи получить сверхдоходы. За счет прибыли повышается качество и расширяется ассортимент, осуществляется техническое перевооружение, увеличиваются зарплаты. «В сентябре-октябре по всем позициям выросли издержки. Заметно подорожали растительное масло, мука и сахар. Для большинства промышленных индустриальных предприятий отрасли стоит одна простая задача — выжить. Однако праздничное настроение россиянам пекари не испортят, и к новогоднему столу хлеб точно не подорожает», — заверил Ларин.