Власти решили, как использовать еду с истекающим сроком годности

Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) планируют разрешить ритейлерам и производителям передавать нереализованную еду нуждающимся без уплаты налогов. Этот вопрос уже неоднократно поднимали представители власти и рынка. Сейчас магазины не занимаются благотворительностью из-за финансовых убытков. Предприниматели и сами говорят, что куда приятнее отдать живущим за чертой бедности еду с истекающим сроком годности, нежели просто ее выбросить, но платить за такой жест доброй воли бизнес не обязан. И все же освобождение подобной продукции от НДС имеет определенные риски: людям могут начать отдавать откровенную просрочку, употребление которой может причинить вред здоровью.

Власти решили, как использовать еду с истекающим сроком годности

В России могут отменить НДС на продукты для благотворительности. Минфин и ФНС начали прорабатывать вопрос об освобождении производителей от уплаты налогов на товары с истекающим сроком годности, которые отдают на благотворительность.

Суть проблемы, на первый взгляд, проста. В России почти двадцать миллионов бедных, которые с трудом наскребают на пропитание. У торговых сетей — море продуктов, близких к просрочке, которые еще годны в пищу, но просто выкидываются на помойку. Эти продукты вполне можно было бы передать бедным, да налоги мешают.

Возможность передачи еды нуждающимся обсуждается уже много лет. Вопрос дважды рассматривался по инициативе Союза потребителей России в Госдуме на экспертном совете по регулированию потребительского рынка и защите прав потребителей, в том числе с участием представителей Минфина, которые согласились в 2020-го освободить такую продукцию от налога на прибыль, но не от НДС. И все-таки главная проблема заключалась в том, что торговцам это невыгодно. Такая благотворительность в России облагается налогом на добавленную стоимость, а «списание» продуктов как просрочки — нет. Именно поэтому ритейлеры и отдают предпочтение утилизации еще пригодной пищи. Так, например, чтобы отдать на благотворительность йогурт, который стоит 40 рублей, продавцу нужно заплатить еще 8 рублей государству — 20% в виде НДС.

Считается, что в мире потери продовольствия — от поля и фермы до кухонь потребителей — составляют 30 %. В России говорят о 15 %, но точной статистики нет. Неизвестно, сколько именно продукции утилизируется, рассказывает председатель комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Анны Вовк. «Некоторые компании покупают акты об утилизации, а сами или отправляют продукцию на повторную переработку, для последующей продажи, или скидывают на свалку, потому что это дешевле», — отмечает эксперт.

Глава Союза потребителей России Пётр Щелищ, ссылаясь на доклад Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), отметил, что доля потерь продтоваров в торговле — 2-6%, то есть от 330 млрд до 1 трлн руб. «700 тысячами тонн продуктов за год можно было бы полностью обеспечить питанием миллион нуждающихся», — подчеркнул он.

Освобождение от НДС, безусловно, позитивный момент, говорит владелец компании по производству муки Дмитрий Кочетков. «Хорошо, если появится возможность помочь нуждающимся не за счет преференций и субсидий от государства, а за счет перераспределения имеющихся ресурсов. И все это в условиях растущих цен на продукты питания», — считает бизнесмен.

Однако, по словам собеседника «МК», при детальной проработке закона следует учесть риски и даже возможные злоупотребления. «Ритейлеры могут начать примешивать к продуктам питания с истекающим сроком годности (но пригодным для употребления!) откровенную просрочку, некачественные товары, продукты питания с нарушенной упаковкой – то есть, и то, что точно подлежит списанию. Следовательно, за их работой должен быть установлен контроль и ответственность за такого рода деяния, — подчеркнул Кочетков. — Также необходимо четко прописать процедуру, количество дней «до» относительно всех категорий продуктов, иначе из-за вероятной заминки к людям попадут уже просроченные товары, вредные для здоровья».

Пока неизвестно, какие именно продукты могут раздавать нуждающимся, но чтобы не мешать покупателям и не формировать очереди, лучше всего проводить раздачу в каком-то строго отведенном месте, оборудованном холодильниками, и где воссозданы условия для хранения скоропортящихся товаров, отметил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Раздачу могут осуществлять для пожилых граждан, людей с низкими доходами, многодетных семей, но при условии, что продукция будет безопасна для получателей. Люди могут показать справки о том, что они нуждаются в продовольствии. Минусом для ритейла на первоначальном этапе могут быть траты на создание условий для раздачи таких продуктов», — полагает эксперт.