В последние годы у трудовой миграции все более проступает женское лицо. «В Кыргызстане с 2014 года стало вдвое больше женщин в трудовой миграции, — рассказала директор Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии Алтынай Омурбекова. — Сейчас их число превышает количество мужчин-мигрантов». В целом же, несмотря на продолжающуюся пандемию коронавируса, число трудовых мигрантов из стран ЕАЭС в России сейчас резко — примерно вдвое — увеличилось по сравнению с 2019 годом.
По данным Омурбековой, сегодня в РФ находятся около 385 тысяч граждан Кыргызстана, вставших на миграционный учет. При этом в 2020 году это количество составило 119 тысяч, а до пандемии, в 2019 году — 202 тысячи человек. Что касается граждан Армении, их зарегистрировано сейчас 202 тысячи человек, тогда как в 2019 году было 106 000, а в 2020 году 51 тысяча человек.
По ее словам, в России на 100 свободных рабочих мест имеется около 65 заявок, тогда как в Кыргызстане, Армении на 100 свободных рабочих мест приходится приблизительно 4700 соискателей. Меньше всего претендентов на вакансии в данный момент в Белоруссии — на 100 вакансий имеется всего 19 запросов. Департамент трудовой миграции и соцзащиты Евразийской экономической комиссии составил публично доступный перечень востребованных на общеевразийском рынке труда профессий. На них предлагается ориентироваться, в том числе, при подготовке молодых кадров в государствах — членах ЕАЭС.
— Наиболее востребована сфера здравоохранения, что понятно в связи с коронавирусом, — отметила чиновница. — Среди них самые нужные — инфекционист, анестезиолог-реаниматолог, лаборанты. Далее, высок спрос на педагогов, требуются рабочие руки в промышленности и сельском хозяйстве. Востребованы специалисты горнодобывающих отраслей — они работают в добыче и обработке полезных ископаемых. И, конечно, во всех странах востребованы IT-специалисты.
Но это работа на перспективу. Пока у всех пяти стран членов ЕАЭС на первом месте в структуре занятости сфера услуг (около 67%). Далее в РФ и Белоруссии следует промышленность, а в Армении и среднеазиатских республиках — сельское хозяйство.
Интересно, что фактически общий рынок труда не отменяет патриотизма его участников. Так, по словам Омурбековой, врачи из Кыргызстана, которые работали в последние годы в других странах — пусть и не по специальности — в дни пандемии вернулись на родину и работают в здравоохранении.
Как напомнила чиновница, с 29 декабря этого года для иностранных граждан в России вводятся новые правила — в частности, речь идет об обязательной дактилоскопии при пребывании в стране больше 30 дней. Понадобится также тест на наркотики. Однако нормативные документы, определяющие процедуру, пока не созданы. Их проработка ведется в правительстве.
Если Узбекистан вступит в Евразийский экономический союз, граждане этой республики получат ряд дополнительных прав на территории России. В частности, узбеки получат возможность устраиваться на работу по патенту, без квот. Будут также взаимно признаваться большинство дипломов о высшем образовании — кроме юридических и педагогических.
Впрочем, в настоящее время, как отметила Омурбекова, идет работа по организации взаимного признания и этих групп дипломов. Кроме того, приезжие из Узбекистана наравне с россиянами, гражданами Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии получат доступ к услугам социального обеспечения, смогут бесплатно пользоваться скорой помощью и еще некоторыми базовыми сервисами.
Напомним, все эти правила применяются внутри Евразийского экономического союза, состоящего из пяти упомянутых государств. Узбекистан с начала 2021 года является членом-наблюдателем ЕАЭС, возможность полноценного членства сейчас прорабатывается.