Европейские потребители за одну лишь первую неделю декабря использовали около четверти всего природного газа, зарезервированного в их подземных хранилищах на всю зиму. Цены на «голубое топливо» на биржах Старого Света вновь превысили $1200 за тысячу кубометров. Западные страны продолжают обвинять Россию в собственной газовой голодовке и повышении стоимости энергоресурсов до неподъемных для бизнеса и населения значений. Однако падающая с каждым днем температура вынуждает даже недоброжелателей Кремля призывать нашу страну открыть газовый кран на полную мощность и спасти европейский континент от замерзания.
Из подземных газовых хранилищ (ПГХ) Европы на 4 декабря было отобрано около четверти объема газа, закачанного в этом году. Как сообщает отраслевая ассоциация Gas Infrastructure Europe, уровень запасов «голубого топлива» почти на 16% отстает от среднегодовых показателей за последние пять лет. Активный отбор сырья ведется из всех запасников — не только подконтрольных «Газпрому», но и из собственных резервов в Германии, Австрии и Нидерландах. Покупатели рассчитывают на расширение поставок углеводородов из нашей страны, которые смогли бы согреть Европу предстоящей зимой, в течение которой температура может опуститься до рекордно низких отметок.
Даже Варшава, которая отказалась с будущего года закупать российское «голубое топливо», не скрывает, что только увеличение поставок углеводородов из нашей страны позволят европейцам пережить наступающие холода. По словам замглавы польского энергоконцерна PGNiG Пшемыслава Вацлавского, в настоящее время в Европе из-за высоких цен на энергоносители сложилась крайне неприятная ситуация, а дополнительный газ из России позволит «сбалансировать спрос и предложение» на сырьевом рынке.
Обвинения России в искусственном создании и обострении энергетического кризиса на европейском континенте западные государства с тем же успехом могли бы адресовать американским поставщикам углеводородов. В первой половине 2021 года топливный рынок Старого Света столкнулся с заметным оттоком поставок сжиженного природного газа, которым Штаты обещали заменить российское трубопроводное сырье — его доля в импорте энергоресурсов ЕС сократилась на 15,9%. По словам начальника управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорта» Сергея Комлева, такая ситуация была спровоцирована переориентацией потоков СПГ из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинскую Америку, представители которых были готовы выложить за «голубое топливо» чуть ли не вдвое больше, нежели европейцы. «Со своей стороны «Газпром» поставляет в Европу примерно одинаковый объем газа на протяжении всего года. В течение лета, когда цены на газ по сравнению с нынешними были относительно невысокими, многие европейские трейдеры предпочитали продавать газ из подземных хранилищ в надежде на будущее пополнение своих запасов, — отмечает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Стратегия оказалась провальной и послужила толчком к нагнетанию ценовой динамики».
По словам аналитика, еще несколько лет назад Европа попыталась перейти на обеспечение собственных потребителей газом за счет постепенного отказа от долгосрочных импортных контрактов в пользу краткосрочных (спотовых) сделок на свободном сырьевом рынке. Некоторое время реверс закупок был оправдан, поскольку стоимость «голубого топлива», указанная в многолетних соглашениях с «Газпромом», была выше цен, которые предоставляли биржевые трейдеры. Однако в этом году конкуренция на международном рынке энергоресурсов, особенно в газовом сегменте, обострилась до предела. Азиатские потребители еще с начала года начали скупать фьючерсы на будущие поставки сырья, что способствовало образованию топливного вакуума и рекордному росту цен на углеводороды.
Для увеличения экспорта в Европу, объясняет Юшков, российской монополии придется бронировать дополнительные объемы транзита через Украину, так как уже достроенный трубопровод «Северный поток — 2» пока находится в процессе сертификации регулирующими ведомствами ЕС. С коммерческой точки зрения, для России, выполняющей все договорные условия по отгрузке голубого топлива» странам Евросоюза, подобная рокировка будет невыгодной: «Газпрому» придется заплатить Киеву несколько сотен миллионов долларов за расширение транзитных поставок. В свою очередь, оплата за использование СП-2 будет поступать дочерним структурам добывающего холдинга, то есть оставаться на балансе «Газпрома». «Почему же Вашингтон обвиняет Россию в отказе от «затоваривания» европейского рынка своим топливом, когда дефицит на территории континента отчасти был инициирован меркантильными интересами американских производителей?», — задается вопросом аналитик.
Речи о том, что Европа может замерзнуть этой зимой без дополнительных поставок из России, конечно, нет. Запасы в ПГХ континента близки к историческим минимумам, но все же позволят обеспечить потребителей стабильными объемами сырья, утверждает глава Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин. Тем более, что в контрактах с «Газпромом» наверняка существуют условия, гарантирующие поставки сверх ранее оговоренных с Москвой контрактов.
Вместе с тем, европейцам следует поторопиться с заключением новых договоров. По технологическим обстоятельствам, поддержка необходимого давления в трубопроводах при 20 градусах ниже нуля требует гораздо больших затрат, нежели при средней летней температуре. Ресурсами для увеличения поставок европейским потребителям «Газпром» располагает и у российской монополии есть причина для повышения своих экспортных ставок. «Новые, в том числе долгосрочные контракты, скорее всего, будут заключаться после завершения отопительного сезона. Цены на «голубое топливо» в ближайшие месяцы не опустятся ниже существующих котировок и даже способны преодолеть рубеж в $2000 за тысячу кубов, — считает Сергей Пикин. — Нынешние перипетии с топливным обеспечением дают Европе повод задуматься о всех преимуществах свободного рынка энергоресурсов и постараться заблаговременно забронировать в России объемы, за которые при наступлении глобального дефицита не придется переплачивать».