Экономисты объяснили рост числа россиян, не имеющих денежных накоплений

          Население России в общем и целом продолжает нищать. Об этом говорит неофициальная статистика, фиксирующая увеличение доли граждан, у которых вообще нет денежных накоплений. Таковых сейчас в России 43%, тогда как в прошлом и позапрошлом годах насчитывалось 40%. Речь идет об устойчивом, уходящем в бесконечность тренде. Никакие разовые всплески реальных располагаемых доходов, связанные в основном с масштабными единовременными выплатами семьям с детьми и пенсионерам, не способны его переломить. 

Экономисты объяснили рост числа россиян, не имеющих денежных накоплений

   Согласно исследованию, проведенному одним из российских рекрутинговых агентств, в 2008 году накопленных средств не было лишь у 28% граждан. А ведь что такое отсутствие сбережений? Это дамоклов меч, готовый упасть в любой момент. Запас денег на черный день — это резервный фонд человека (домохозяйства), который в случае потери работы, болезни, незапланированных расходов может обеспечить существование на несколько месяцев без потери качества жизни. 

    Исследователи поделили респондентов на три группы по уровню дохода: до 50 тысяч рублей, от 50 тысяч до 70 тысяч, и свыше 80 тысяч рублей. Чаще всего (51%) об отсутствии накоплений сообщают лица из первой группы. В случае потери дохода 13% опрошенных смогли бы прожить на своей «заначке» меньше месяца, 18% — от одного до двух месяцев, 11% — от трех месяцев до полугода, 8% — от полугода до года, 7% — больше года.

   Каждый четвертый обладатель сбережений в России держит в качестве отложенной суммы  50-100 тысяч рублей, а каждый шестой (в основном люди моложе 60 лет) — свыше 500 тысяч, свидетельствуют результаты другого опроса, ранее проведенного одной из отечественных страховых компаний. 

    В общем, на сегодняшний день почти половина населения страны не располагает  финансовой подушкой безопасности. С другой стороны, как свидетельствует Росстат,  в III квартале 2021 года реальные располагаемые доходы граждан  выросли на 8,1% в годовом выражении, а за январь-сентябрь показатель увеличился на 4,1%. Насколько эти два обстоятельства коррелируются между собой, что важнее? 

Читайте также:  Глубина на высоте

   «Рост денежных доходов в III квартале связан, в первую очередь, с масштабными выплатами разным категориям россиян — в августе семьи с детьми получили по 10 тысяч рублей, а в сентябре ту же сумму государство выделило пенсионерам и военнослужащим, — говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. — Всего было потрачено около 700-800 млрд рублей, и это большие деньги. Доля социальных выплат в структуре доходов достигла максимального за последние годы значения — 23,1%. В 2022 году не ожидается значимых политических событий, сопоставимых с выборами в Госдуму в минувшем сентябре. Соответственно, подобных «подарков» можно не ждать».

   На фоне коронакразиса уровень жизни населения объективно падает, люди проедают последние запасы и при этом — влезают в кредиты. Когда не хватает средств на текущее потребление, ничего иного не остается, рассуждает Николаев. А власти, по его словам, никак не могут понять простой вещи: невозможно за счет разовых финансовых вливаний изменить  глобальный тренд, сделать бедных богаче. Эта политика дает только временный эффект. 

   «Квартальные данные Росстата по реальным располагаемым доходам не показательны, поскольку носят, во-первых, единичный характер, во-вторых, полностью «съедаются» инфляцией, — отмечает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — 

Не менее 60% ежемесячного дохода среднестатистического гражданина уходит на продукты питания, оплату услуг ЖКХ и жилье. Население совершенно точно становится беднее на фоне нынешнего ценового ралли, роста ставок по потребительским займам, и при полном отсутствии долгосрочной положительной динамики в собственных доходах».

    Денег у населения больше не стало. Работодатели пока не спешат индексировать зарплаты хотя бы на величину официальной инфляции, напоминает топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. На его взгляд, итоги опросов, проводимых среди работников первичного и среднего звена в российских регионах, дают вполне объективную картину происходящего. Люди попросту не хотят жертвовать качеством своей жизни и либо проедают свои накопления, либо спешат вложить их в товар или услугу, которым грозит подорожание. Похоже, резюмирует Лобода, что статистика Росстата по доходам населения имеет мало общего с истинным положением вещей. Жить от зарплаты до зарплаты в этом году стало еще сложнее, а инфляционный прессинг, угнетающий граждан, продлится как минимум до середины 2022 года.