Парадоксы думского отчета министра сельского хозяйства: урожай растет, цены не падают

Правительственный час в Госдуме — мероприятие отчетно-рутинное. Но к прошедшей в стенах нижней палаты встрече с главой Минсельхоза Дмитрием Патрушевым было приковано особое внимание. Ведь продовольственная инфляция — одна из главных проблем уходящего года. И пока министр отчитывается о стабильных результатах 2021-го и рассказывает о мерах поддержки отрасли, еда продолжает дорожать, а по ряду наименований продуктов наблюдается дефицит. Минимальный набор продуктов с начала года вырос в цене на 11,7%, заявили в Счётной палате.

Парадоксы думского отчета министра сельского хозяйства: урожай растет, цены не падают

В 2021 году зерновых собрали больше, чем планировали. Вырос урожай овощей, фруктов и ягод. Увеличилось производство молока, скота и птицы. Об этом рассказал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев во время «правительственного часа» в Госдуме. Однако, несмотря на все перечисленные положительные результаты, продукты продолжают дорожать. Так, например, стоимость минимального набора продуктов увеличилась с начала 2021 года на 11,7% и составила 5033 рубля, заявил аудитор Счётной палаты Сергей Мамедов. Он добавил, что за 9 месяцев 2021-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась покупательная способность среднедушевых доходов населения по восьми группам продовольственных товаров из 24-х.

В минимальном продуктовом наборе — основные драйверы роста стоимости: свежие овощи и фрукты (рост в ноябре в годовом выражении на 19,4%), мясо (+17,4%, причём в этой группе лидер роста куриное мясо, подорожавшее в ноябре на 29%), в) куриные яйца (рост на 11,7%). В минимальный набор по Росстату входят в первую очередь те продукты, которые среднестатистический россиянин потребляет каждый день.

Административное регулирование цен, которое применялось в начале года, помогло немного притормозить рост инфляции в 1-м квартале, однако в последующие месяцы инфляция уже проигнорировала все административные барьеры. Правительство явно не учло, что инфляция у нас в основном импортированная, так как мы сильно зависим от зарубежного сырья в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, рассказывает замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. По её мнению, если к этому факторы добавляются и глобальные перебои в поставках, то бороться административными методами с ростом цен нет никакого смысла.

Читайте также:  Финансист рассказал, что ждет рубль в феврале

«Продукты дорожают по внешним причинам (зависимость от подорожавшего импортного сырья, слабый рубль, глобальные перебои в цепочках поставок) и по внутренним (рост тарифов ЖКХ, рост цен на топливо, рост транспортных расходов). Если речь идёт о сельскохозяйственных культурах, то на рост цен влияет ещё и сокращение посевных площадей», — отмечает она.

Всё, происходящее с ценами на продукты, тесно связано с процессами как внутри российской экономики, так и за ее пределами в силу развивающейся глобализации экономики, говорит владелец компании по производству муки Дмитрий Кочетков. Значительно растут цены на ГСМ, тару, упаковку, транспортные расходы. Все эти факторы не дают производителям продуктов питания сдерживать рост цен. «Основная задача нашего государства – остановить инфляцию. В условиях стабильности и сильного рубля все другие финансовые проблемы производители решат сами, — подчеркивает он. — Однако инфляция в России серьезно обнажила проблемы всех реальных производителей. Развивать производства, финансировать новые проекты стало значительно дороже, операционные расходы повысились почти на 50% в той же мукомольной отрасли».

Драйвером роста цен выступают неприлично подешевевший рубль и жадность банковского сектора, считает топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. «Мировая инфляция на фоне сдавшего в прошлом году почти на 30% своей стоимости рубля к евро и доллару сыграло с Россией очень злую шутку. Об этом пока не говорят в отчетах правительства, да и цифры с продуктовой инфляцией в России сегодня выглядят весьма заниженными и не соответствуют реальному положению дел, — убежден эксперт. — Рост розничных цен на продукты питания в России за 11 месяцев текущего года уже превысила официальные показатели в 1,5 раза».

Хоть покупательная способность большей части населения падает, расходы на еду люди станут сокращать в последнюю очередь, так что отрасли вряд ли что-то грозит, говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. «А вот нам, потребителям, угрожает следующее: свои реальные проблемы роста издержек производители будут решать за счёт снижения качества продуктов», — подытожил он.