Оценена вероятность выплаты «новогодней» 13-й пенсии

В России слово «пенсия» обладает совершенно особой магией и феноменальной силой воздействия на аудиторию. Об этом хорошо осведомлены народные избранники: из уст этих хранителей тайных знаний оно звучит с частотой и напором пулеметной стрельбы. Взять хотя бы последнюю инициативу депутатов от ЛДПР. Парламентарии предложили выплачивать под Новый год отечественным старикам дополнительную, 13-ю пенсию, и уже подготовили соответствующий законопроект.

Оценена вероятность выплаты «новогодней» 13-й пенсии

Одновременно на ту же тему высказался глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Необходимость «новогодней» пенсии парламентарий объясняет традиционным декабрьским всплеском микрофинансового кредитования. Люди готовятся к праздникам, а МФО охотно одобряет займы пенсионерам, поскольку в случае возникновения проблем с их погашением можно добиться списания средств с банковской карты, куда приходит пенсия.

«Надеюсь, получив 13-ю пенсию, многие пенсионеры откажутся от кредитов», — заметил депутат. По его словам, лишние несколько сотен миллиардов рублей у государства всегда найдутся. Тем более что ни Минфин, ни ПФР не в состоянии с пользой распорядиться деньгами..

Есть некий высший тезис, постоянно озвучиваемый властями, — «российские пенсионеры нуждаются в поддержке». Кто бы спорил? Но когда дело доходит до конкретных действий, возникают конкретные проблемы. В Госдуме люди сидят неглупые и это понимают. Вот и руководитель парламентского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов признал, что обычно в правительстве (читай — в Минфине) такие инициативы «заворачивают», поскольку они требуют дополнительных расходов. А по словам главы фракции «Новые люди» Алексея Нечаева, из-за большой мировой инфляции не будет у нас никакого профицитного бюджета в 2022 году, «поэтому сейчас пытаться что-то раздавать — немного безответственно». 

Хорошо, предположим, законопроект о 13-й пенсии преодолеет все препоны и будет утвержден. Что дальше? А ничего. Конечно, полученные в среднем 17 500 рублей плюс-минус позволят заткнуть кредитную дыру, или сразу проедят, или купить дорожающие день ото дня лекарства. Но при этом тыква не превратится в карету: нищенские по мировым меркам страховые пенсии не позволяют пожилым россиянам нормально питаться, отдыхать, лечиться, снова к ним вернутся в следующем месяце. Подсластить эту горькую пилюлю в условиях высокой, в основном продовольственной инфляции, дополнительно съедающей доходы, не выйдет. 

Читайте также:  Эксперты оценили возможность создания новой финансовой системы

По официальной статистике Росстата, средние цены в России подросли на 8,4%, цены на продукты — на 10,1%, а с 1 января 2022 года страховые пенсии будут проиндексированы на 5,9%. Сегодня в массовом сознании любые единовременные выплаты (не только пенсионерам, но и другим социальным категориям) в размере 5-10-15 тысяч рублей воспринимаются как подачка.

«Новогодняя» пенсия — мера даже не половинчатая, а откровенно волюнтаристская, внесистемная, с неприятным душком политической целесообразности и сиюминутной конъюнктурной выгоды. Есть деньги в казне — выплатим, нет денег – старики обойдутся. Никто там, наверху, не ищет фундаментальных вещей. А они напрашиваются.

Например, согласно требованию конвенции Международной организации труда, в развитых странах минимальный размер пенсии составляет не менее 40% от величины последней зарплаты. У нас же это всего 25-28%. Соответственно, речь должна идти не о разовых выплатах, пристегнутых к Новому году, выборам, Дню Победы или любым иным датам и мероприятиям, а о планомерном, стабильном, системном и, главное, кардинальном повышении размера пенсий.

Да, пенсионеров у нас много — 42,6 млн человек (из них 8,6 млн — работают), и для бюджета это немалая нагрузка. Но бюджет-то у нас на сегодняшний день профицитный, и резервная кубышка правительства — фонд национального благосостояния — трещит от триллионов рублей. За счет этих средств вполне можно поднять пенсию — не разово, в виде подачки, а системно — всем пожилым россиянам. Для этого требуется соответствующая политическая воля и изменение приоритетов правительства. Пока ни того, ни другого не наблюдается. Как заметил в этой связи смоленский поэт Вячеслав Иванов, «умри до пенсии, товарищ, спаси бюджет своей страны».