Санкционно-геополитический абсурд сегодня достигает такой степени накала, какие не снились и Кафке. Очередными его жертвами рискуют стать миллионы добропорядочных россиян, не представляющих своей жизни без новых моделей «Айфонов». Над поставками в нашу страну этих сверхпопулярных гаджетов, производимых славной американской компаний Apple, явно сгущаются санкционные тучи. Их опять нагоняет Вашингтон: по сведениям Reuters, администрация Байдена собирается ввести в отношении России «чрезвычайные меры» экспортного контроля, в частности выгнав ее с мирового рынка смартфонов. Эта мера может стать дополнением к «очень жестким» (по словам Байдена) санкциям, рассматриваемым в качестве ответа на ожидаемое на Западе вторжение российских военных полчищ на Украину.
Конечно, в ответ на это можно сказать, что Россия на Украину никогда не нападет и на этом поставить точку. Но, повторюсь, санкции в их современном варианте — это нечто иррациональное и абсурдное. Поэтому давайте представим на секунду, что их все-таки введут. Тем более что в какой-то мере механизм подобных ограничений обкатан на китайской компании Huawei, у которой США (при президенте Трампе) нашли слабое место, запретив своим производителям поставлять ей высокотехнологичные компоненты, прежде всего чипы. Ее также отключили от сервисов Google.
Если же «антисмартфонные» санкции введут против России, наверное, это будет первый пример удара не по политикам, олигархам или избранным компаниям нашей страны, а по всему населению. Другой вопрос, насколько этот удар окажется чувствительным.
По итогам 2020 года в Россию из-за границы ввезли 43,3 млн мобильных телефонов на общую сумму 891 млрд рублей. За 2020 год Apple импортировала в нашу страну 4 млн своих IPhone, ее доля выросла с 9,1% до 11,4%. И это абсолютный потолок для корпорации из калифорнийского городка Купертино: в отличие от других лидеров рынка Россия занимает менее 2% в мировых поставках Apple. И китайская Xiaomi, и, тем более, южнокорейский Samsung опережают американского производителя по уровню своего присутствия в РФ: первая продала у нас 5,9 млн смартфонов, вторая – 11 млн (доля на рынке – 31,8%).
Могут ли власти Соединенных Штатов заставить компанию Apple уйти из России, закрыть свое представительство, прекратить все продажи (и не только смартфонов, но и другой техники, включая ноутбуки)? Могут, и не только теоретически. Кстати, вполне вероятно, что в этом случае перестанет функционировать и программное обеспечение, предустановленное на уже купленных россиянами «Айфонах». Устройства ценой в 100-110 тысяч рублей, такие как новейшие Iphone 13 Pro и Iphone 13 Pro Max, превратятся в «кирпичи».
Но для России в целом и россиян такая потеря явно не будет болезненной. Большинство граждан ее просто-напросто не заметит: гаджеты останутся у них на руках, а уж какой сборки — американской, корейской, вьетнамской или китайской — вопрос десятый. Особенно в нашем глобализированном мире. Ну а те полпроцента российского населения, которые охотятся именно за американскими новинками — это. Как правило, люди весьма состоятельные, которые в принципе делают покупки за пределами нашей страны: там, на своих лазурных берегах. Они и купят без всяких помех те модели, что им требуются.
Ну а то, что Вашингтон способен способен распространить свои запреты на Samsung, а тем более, на китайские бренды Huawei, Xiaomi, Realme, Oppo и Vivo, никак не верится. Особенно на фоне ужесточающегося торгового противостояния между Вашингтоном и Пекином, спора двух сверхдержав за глобальное лидерство, за контроль мировых информационных и финансовых потоков. Понятно, что США будут усиливать давление на сектор высоких технологий Китая, независимо от их окончательного санкционного вердикта в отношении Москвы. Но вынудить ведущих представителей этого сектора покинуть Россию – нет, это уже из области ненаучной фантастики, учитывая обстоятельства, прежде всего объемы продаж и прибыли. Американцам придется задействовать свои дипломатические, финансовые и прочие рычаги, чтобы попытаться достичь цели. Больше половины смартфонов Samsung для России собирается на заводах во Вьетнаме, 14% — в Индии, так что Вашингтону надо будет и с этими двумя странами как-то разбираться.
Что касается «Айфонов», то в их исчезновение также верится с трудом. Во-первых, это несет какие-никакие потери для американской компании Apple. Имеет ли смысл стрелять себе в ногу? Во-вторых, любые такого рода запреты рождают дикую активизацию «серого» и «черного» рынков. Можно не сомневаться, что и после гипотетического введения санкций «Айфоны» с российских прилавков не исчезнут: они притекут сюда из Белоруссии, Казахстана и других «прозрачных» границ.