Путин объяснил, чем российская инфляция лучше американской

    Владимир Путин сравнил ситуацию с инфляцией в России и Соединенных Штатах, в обоих случаях выросшей на фоне пандемии. По его словам, там, за океаном власти пошли на смягчение макроэкономической политики и существенным образом увеличили интенсивность работы «печатных станков». Дефициты бюджета растут во всех ведущих странах, добавил президент. Между тем, по словам экспертов, наш» инфляция ничуть не лучше американской и любой другой. 

Путин объяснил, чем российская инфляция лучше американской

    Цифры у всех перед глазами: инфляция в Штатах чуть побольше (6,2%), в еврозоне чуть поменьше, заметил глава государства на ежегодной итоговой пресс-конференции. Что касается России, она превысила 8%, а «было 4%». Тогда как в Америке, ведущей экономике мира, целевой показатель инфляции составлял 2%, и такой разрыв между реальностью и таргетом — «серьезное дело».       

     Ранее Росстат обнародовал данные по инфляции за год. Из них следует, что абсолютным лидером подорожания среди продуктов стала капуста белокочанная (+131,6%). Картофель вырос в цене на 55,5%, а морковь — на 30,8%. Среди непродовольственных хозяйственных товаров наибольший рост показали спички (+26%). Хозяйственное мыло прибавило в цене  18,5%, туалетное мыло — 10,2%. При этом Центробанк обещает взять общую ситуацию под контроль, вернув в 2022 году доковидный уровень в 4-4,5%. Его нынешние усилия на фронте борьбы с инфляцией Путин расценил как «удовлетворительные». 

    «Какое имеет значение, какая сейчас инфляция в США или Европе, и чем она хуже (или лучше) российской? Наши люди живут в России, их волнуют цены здесь, в своей стране, — рассуждает доктор экономических наук Игорь Николаев. — Почему надо постоянно смотреть в сторону соседа, сравнивать с ним? В устах президента это явно не самый удачный аргумент. У нас только за последнюю неделю свежие огурцы и белокочанная капуста (а это самые базовые продукты) подорожали на 4% с лишним. Кроме того, поскольку в Америке совершенно другие показатели качества жизни, другие зарплаты, инфляцию выше 6% граждане не особо и ощущают». 

Читайте также:  В правительстве набросали сценарий снижения цен на продукты

    Что касается перспектив на 2022 год, то никаких предпосылок для резкого снижения потребительских цен не видно. Они не просматриваются ни во внешнем мире, ни на российских рынках, отмечает собеседник «МК». За рубежом продолжится закачка в  экономики сотен миллиардов долларов, стремительно будет расти платежеспособный спрос, намного опережая предложение. А отечественную экономику, ее аграрно-продовольственный сектор по-прежнему будет тормозить  монополизм крупных производителей, отсутствие должной конкуренции и сохраняющееся антизападное продэмбарго. Если стране удастся удержаться в рамках 10-процентной инфляции, будет уже неплохо. 

     Между тем, поскольку инфляция — не абстрактная статистическая величина, а грозный и постоянный фактор воздействия на уровень жизни, впору упомянуть еще одну реплику президента. По словам Путина, рост реальных располагаемых доходов россиян по итогам текущего года составит в среднем 3,5% (при инфляции в 8%). Напомним, что реальные доходы — это доходы номинально полученные человеком за вычетом как раз-таки инфляции.

      «В прошлом году, на которой пришелся пик коронакризиса, доходы населения упали на те же самые 3,5%, — напоминает Игорь Николаев. — Соответственно, в этом году должна сработать низкая база 2020-го. Причем я не уверен, что нам удастся выйти на показатель в 3,5%: многие экономисты прогнозируют рост от силы в 2,5% по итогам декабря. Кроме того, в сентябре, аккурат накануне выборов в Госдуму, государство поддержало пенсионеров и семьи с детьми единовременными выплатами на совокупную сумму в 500 млрд рублей. Мера эта разовая, а не системная. И нет никаких гарантий, что нечто подобное произойдет в новом году. Растущая инфляция ведет к тому, что в реальном выражении выплаты по социальным обязательствам, включая пенсионные, будут снижаться. Доходы населения деградируют с 2014 года, мы так и не ликвидировали отставание в 10% от тогдашнего уровня».