Миллионы неработающих пенсионеров России ждали ответа на интересующий их уже несколько месяцев вопрос о том, как власти собираются выполнять свое обещание проиндексировать в 2022 году пенсии выше уровня инфляции. До Нового года осталась неделя, а президент Путин опять лишь кратко сказал, что «правительство должно будет сделать всё». И это уже даже не смешно.
До дела дошло лишь в самом конце четвертого часа пресс-конференции, когда глава государства попросил дать слово «девушке в зеленом костюме». Девушка оказалась Юлией Измайловой, главным редактором пензенской газеты «Молодой ленинец». В бюджете страны заложена индексация пенсий неработающим на 5,9% с 1 января 2022 года, сказала она. Это намного ниже инфляции (по официальным данным, которые часто расходятся с ощущениями рядовых россиян, она балансирует где-то на уровне 8%). «Планируется ли компенсировать эту разницу, ведь по закону индексация должна соответствовать уровню инфляции?» – спросила г-жа Измайлова.
«Полностью с вами согласен, и мы не должны об этом забывать. Правительство РФ должно будет сделать все, чтобы выполнялись обещания прошлых лет. До сих пор нам удавалось это, и мы обязательно это сделаем», – вот и все, что произнес в ответ президент Путин. А через несколько минут, отвечая на другой вопрос другого журналиста, еще раз повторил, что «надо думать о том, как мы скорректируем доходы пенсионеров, мы обязаны выполнить обещание обеспечить индексацию выше уровня инфляции». Видно было, что тема эта для г-на Путина непростая. И почему-то болезненная…
В связи с данным (а точнее, не данным) им ответом возникает несколько вопросов.
То, что индексация на 5,9% окажется ниже уровня инфляции, стало очевидно еще несколько месяцев назад. В ноябре, когда проект бюджета страны на 2022 год готовился в Госдуме ко второму чтению, Владимир Путин заявил, что прожиточный минимум и МРОТ, которые тоже первоначально должны были быть проиндексированы в 2022 году ниже уровня инфляции (на 2,5% и 6,4% соответственно), следует поднять на 8,6%, выше уровня инфляции. Это пожелание президента было немедленно реализовано, и бюджет приняли с учетом соответствующих поправок.
Конечно, сразу возникал вопрос: а что же с пенсиями? Если МРОТ и прожиточный минимум мы поднимаем на 8,6%, было бы логично хотя бы на ту же цифру увеличить и их размер. Но у властей РФ, как оказалось, своя логика. По поводу пенсий президент тогда, в ноябре, сказал лишь, что вопрос об индексации пенсий выше уровня инфляции «прорабатывается» в Администрации президента, правительстве и депутатами, и «в ближайшее время будет принято решение».
С тех пор прошло больше месяца, но решение, получается, либо еще не принято, либо принято, но не объявлено. А президент по-прежнему говорит о нем в неопределенном будущем времени – правительство еще только «должно будет…» что-то там сделать, чтобы обеспечить выполнение того, что он, президент, ранее обещал.
Но до Нового года сделать это нормально нельзя уже никак. В 2018 году, когда принималось решение о повышении пенсионного возраста, в Законе «О страховых пенсиях» на 6 лет заморозили действие нормы, которая обязывала индексировать пенсии на уровень накопленной в предыдущем году инфляции. Взамен временно ввели особый порядок «корректировки» пенсий: с 1 января каждого года выплаты должны были увеличиваться на определенную заранее цифру. 5,9%, которые сейчас выглядят насмешкой – оттуда, из этого закона. Внести в него изменения до 1 января, даже если правительство прямо сегодня объявит о том, что оно наконец какое-то решение родило, не получится: депутаты Госдумы соберутся лишь 18 января. Да и правительство глухо молчит.
Итог: мы по-прежнему не знаем ничего – ни как, ни когда, ни какого объема дополнительных расходов это потребует. А чем дольше длится молчание – тем больше оснований подозревать, что власти могут решить отделаться единовременной выплатой. Но единовременная выплата – совсем не то, что индексация, и заменить ее не может, потому что на размер ежемесячно получаемой пенсии никак не влияет…