Драйверы роста

Итоги работы российского правительства в уходящем году нагляднее всего демонстрируют два числа.

Драйверы роста Фото: hse.ru

Первое – 4,4%. Это уровень безработицы: до пандемии она была чуть выше, в середине прошлого года зашкалила за 6%, а сейчас фактически вернулась на прежний уровень, даже уменьшившись на пару десятых процента. Но каждая «десятая процента» — это живые люди, их судьбы, жизнь их семей.

В прошлом году, в самые тяжелые пандемийные месяцы, экономика не была остановлена, промышленность и сельское хозяйство продолжали работать. После мая 2020-го удалось избежать длительных локдаунов, что помогло продержаться многим структурам, работающим в сфере услуг. Сокращение числа индивидуальных предпринимателей (ИП) в значительной степени связано с переходом в число самозанятых. Люди продолжают оказывать те же услуги, но используют более простой и менее обременительный налоговый режим, распространенный на всю Россию летом прошлого года. Мне самому как колумнисту в прошлом году надо было зарегистрироваться в этом качестве – вся процедура заняла несколько минут.

Второе число – 4,5%. Это ориентировочный уровень роста ВВП России в 2021 году (плюс-минус десятая доля процента). Таким образом экономика восстановилась после пандемийного провала прошлого года. Составляющие этого показателя – 5%-ный рост промышленного производства, 6%-ное увеличение инвестиций в основной капитал. Причем этот рост достигнут без «вертолетных денег», при не просто сохранении, а увеличении международных резервов России.

В то же время в уходящем году Россию не обошла стороной инфляция, ставшая проблемой всей мировой глобальной экономики. Ее уровень составит 8% — но даже при этом реальные (то есть с учетом инфляционного фактора) доходы россиян вырастут на 3,5%. В течение года правительство рыночными методами – воздерживаясь от соблазна административного регулирования, вслед за которым начинается дефицит – сдерживало цены на социально важные продукты питания. В будущем году ожидается существенное снижение инфляции – пик роста цен, по мнению экономистов, пройден.

Читайте также:  «Первичка» подорожала в ТиНАО более чем на четверть за год

В этих условиях произошел переход от антипандемийных мер к обеспечению нормального развития экономики, основанному на реалистичном подходе к определению драйверов роста. Один из них – развитие инфраструктуры, которое дает импульс и другим отраслям. Только в прошлом году было принято решение о строительстве автомагистрали Москва-Казань, макроэкономический эффект от строительства которой оценивается в 2,4 трлн рублей, а в районах вдоль маршрута проживает 62 млн человек. 

Спустя полтора года проведены подготовительные работы – и, одновременно, идет строительство в тех местах, где можно строить уже сейчас (по данным курирующего проект вице-премьера Марата Хуснуллина, уже построена уже пятая часть трассы). Амбициозный срок сдачи дороги в эксплуатацию – 2024 год (основной ход в 2023-м) – продолжает оставаться актуальным, несмотря на связанные с пандемией проблемы, в том числе удорожанием материалов и сокращение миграции. Кроме того, дорогу предполагается довести до Екатеринбурга, а там, возможно, и до Челябинска и Тюмени. 

Еще один драйвер роста – развитие IT-сферы. В экономику внедряются цифровые решения – правительство в этой области утвердило два стратегических направления.

Первое — цифровая трансформация социальной сферы, направленная на внедрение в искусственного интеллекта, технологий анализа и обработки больших данных. Привычный «собес» с массой бумажек и стоянием в очередях быстро уходит в прошлое — уже через три года около 80% граждан смогут получать федеральную помощь с помощью «социального казначейства» — проактивно либо на основании заявления.

Еще один проект — «Электронный кадровый документооборот», то есть перевод в цифру документов, связанных с трудовыми отношениями. Так что коренным образом изменится и привычный облик отделов кадров с множеством папок с подшитыми бумажными документами. Здесь уже экономит время и другие ресурсы работодатель. Исчезает и еще один атрибут прошлого – бумажные медицинские карты с массой справок, нередко написанных неразборчивым почерком и часто теряющиеся (в Москве в следующем году все детские поликлиники переходят на электронные медкарты).

Читайте также:  России предрекли проблемы с мобильной связью к концу лета

Второе направление цифровизации менее заметно для граждан, но не менее важно – это внедрение в промышленность цифровых технологий, без которых в наше время невозможна успешная конкуренция на мировых рынках. Предполагается в четыре раза увеличить государственное финансирование российских проектов в области промышленного программного обеспечения, к концу десятилетия доля долю собственных электронных компонентов для цифровой трансформации промышленности должна превысить 40%.

Важный аспект промышленной политики, направленной на обеспечение роста – использование уже имеющихся конкурентных преимуществ. Например, отечественная школа авиационного двигателестроения имеет славные технологические традиции и прекрасный кадровый потенциал – соответственно, ставка делается на реализацию прорывных проектов в этой отрасли. В нынешнем году было дополнительно выделено 44,6 млрд рублей на разработку и производство уникального двигателя большой тяги ПД-35, что должно создать новые возможности для развития направления перспективных широкофюзеляжных, а также тяжелых и сверхтяжелых транспортных самолетов. Его демонстратор должен быть изготовлен в течение ближайших трех лет. А в нынешнем году свой первый полет совершил среднемагистральный самолет МС-21-300 с крылом из российских композитных материалов (на этот проект в рамках опережающего финансирования дополнительно направлено более 61 млрд рублей) – на нем будет установлен российский двигатель ПД-14.

Работа над драйверами роста будет продолжаться и в следующем году при сохранении уже привычного стиля российского правительства, сочетающего выбор приоритетов, реалистичность поставленных задач и четкие сроки их выполнения.