Медицинское обслуживание в Германии считается одним из лучших в мире. Поэтому даже сейчас в эпоху пандемии есть немало людей, которые всеми правдами и неправдами пытаются пробраться в ФРГ, чтобы решить свои проблемы со здоровьем. О том, чем же так привлекает немецкая медицина, нам рассказал житель восточногерманского города Йена Рупрехт фон Вальденфельс.
Куда идут немцы, когда заболевают
Поликлиник в российском смысле в ФРГ нет, вместо них — множество медцентров, но чаще всего встречаются «медицинские практики». Один специалист (или сразу несколько) снимает многокомнатную квартиру или даже целый этаж в обычном многоквартирном доме и ведет там прием. Подобные практики хорошо оборудованы — там бывают собственные лаборатории, кабинет рентгена, МРТ, УЗИ и многое другое.
«Я живу в небольшом городе Йена в Тюрингии с населением примерно в 100 тысяч человек, — рассказывает наш немецкий собеседник. – Найти врача здесь не сложно. Но вот найти хорошего специалиста – это уже задачка. Иногда получается отыскать его по личным связям. К примеру, когда у меня возникли проблемы с коленом, я не стал записываться на прием в клинику, а позвонил отцу своей одноклассницы. Он считается квалифицированным ортопедом.
Если же ситуация срочная и не терпит отлагательств, просто приезжаю в медцентр. Честно говоря, последние два года из-за коронавируса сделать это стало намного легче. Все проходит очень организованно. К специалистам нет огромных очередей, как раньше. Я очень быстро получал необходимую мне помощь. Только изредка приходилось ждать по 15–20 минут.
Но вот совсем недавно моя 14-летняя дочь заболела ангиной. Ночью у нее поднялась высокая температура, и мы поехали к врачу. Тогда нас принимали довольно долго, потому что всех людей с симптомами ОРВИ заставляли сдавать тесты на COVID-19. В итоге мы пробыли у доктора больше двух часов».
Медицинское страхование в Германии
«В ФРГ есть две системы медстрахования: «законная» государственная и частная, – рассказывает Рупрехт фон Вальденфельс. – Большинство жителей страны (около 90% населения – «МК») добровольно или же в обязательном порядке застрахованы с помощью первой. Стоимость такой страховки составляет примерно14,6% ежемесячного дохода, для наемных работников от 7,3% до 8,3%. Соответственно, чем меньше человек зарабатывает, тем меньше он платит. При этом качество предоставляемых услуг никак не отличается.
Застрахованные в государственных кассах получают хороший базовый уровень медицинских услуг. Но не шикарный. Если хочешь лежать в одноместной палате, а не в двухместной, или же чтобы тебя лечил главврач — придется брать дополнительную страховку.
Цена «законной» страховки может варьироваться от 80 евро в месяц до 350. На самом деле это не слишком дорого.
Стоимость частной страховки, в свою очередь, рассчитывается исходя из возраста человека, его общего состояния здоровья, профессии и объёма предоставляемых услуг. Чем он моложе, тем дешевле она обойдётся. На данный момент в Германии приватно застраховано примерно 9 миллионов человек».
Какие услуги покрывает страховка
«Частная страховка, безусловно, дороже, (в среднем 350–400 евро) но имеет ряд преимуществ, – продолжает наш собеседник. – В частности, пациентам не приходится подолгу ждать записи, некоторые врачи работают только с такой группой страхователей, да и список покрываемых страховкой услуг шире. Частные компании часто предлагают своим клиентам бесплатное консультирование по питанию или даже специально заключают соглашения с фитнес-центрами, чтобы они могли заниматься в этих студиях с хорошей скидкой.
Есть какие-то альтернативные медицинские услуги, которые не включены в государственную страховку. Но если компания признает лечение целесообразным и эффективным, то оно оплачивается. Кроме того, есть определённые услуги, расходы на которые покрывают исключительно частные компании. К ним в том числе относится все, что связано с гомеопатией.
Больше прибыли врачи получают, разумеется, от частных страховых компаний. Поэтому у них часто больше финансовой мотивации оперировать пациентов с таким видом страхования, что не всегда бывает оправдано.
То есть, если у пациента частная страховка, а перед врачами встает вопрос, выполнять операцию или обойтись без нее, то специалисты с большей вероятностью выберут первый вариант. Конечно, если в этом действительно есть смысл. Здоровую ногу без повода отсекать никто не будет.
Лично у меня частная страховка за 250 евро в месяц. В нее также включен мой ребенок. Но, поскольку я госслужащий, 70% расходов на мое лечение берет на себя государство, а уже 30% — страховая компания. Счет за оказанные услуги мне приходит домой. Сначала я оплачиваю его самостоятельно, а потом мне возвращают деньги.
Кстати, по той же системе я покупаю лекарства. Иногда бывает небольшая доплата. Но для людей с маленьким доходом и детей она не предусмотрена».
«Не каждый врач примет пациента, готового платить из своего кармана»
«Жить без медицинской страховки в Германии практически невозможно, – признает Рупрехт фон Вальденфельс. – Те, кто не имеет страховки, вынуждены оплачивать медицинские услуги самостоятельно. Однако не каждый врач согласится принять пациента, готового платить из своего кармана. Дело в том, что страховка гарантирует не только бесплатность услуг ее обладателю, но и гонорар медикам.
У меня даже нет права ее не иметь. Как госслужащий я обязан заключить договор со страховой компанией. Мне кажется, если бы я сам этого не сделал, то за меня бы это сделали другие.
Если человек безработный, то страховку за него оплачивает государство. В США человек может обанкротиться из-за болезни. Для ФРГ это что-то неслыханное. Если для американцев болезнь – это финансовый риск, то для немцев он точно не финансовый. Другое дело, когда человек находится в Германии нелегально. Тогда у него могут возникнуть проблемы».
Между тем утверждать, что мигранты в ФРГ оказываются брошенными на произвол судьбы, неверно. Они всегда могут обратиться за медицинской помощью в благотворительные организации. Там больному помогут бесплатно и анонимно. Деньги на лекарства поступают из пожертвований, обследования проводят врачи, которые поддерживают работу подобных объединений на добровольной основе.
Однако нуждающихся в помощи больше, чем желающих помочь, особенно где-нибудь в глухой провинции, где филиалов благотворительных организаций нет. Поэтому людям без страховки приходится обращаться в частные врачебные практики
«Если у человека по тем или иным причинам не получается покрыть траты на страховку, у него начинают расти долги за эти взносы, но в системе он все равно остается, — продолжает фон Вальденфельс. – Она очень герметичная и устроена так, чтобы застрахованными были как можно больше жителей ФРГ».
Как быстро приезжает «скорая» и кто на ней работает
«Скорую помощь» немцы вызывают не так часто в сравнении с другими европейскими странами, так как больниц здесь очень много, – говорит наш собеседник. – Их строят так, чтобы жителям было не так далеко добираться.
Обычно дежурный врач «скорой» приезжает через 10–15 минут после звонка. Лишь в сельской местности ему может понадобиться больше времени, чтобы добраться до пациента.
Вызов скорой помощи обычно стоит от 100 (неотложка) до 300 евро (реанимобиль) в час. Услуги врача «скорой» обходятся еще примерно в 200 евро. Но обходятся не пациенту, а медицинской страховой компании. Она все компенсирует. Сам пациент платит только специальный сбор в размере примерно 10 евро.
Чтобы стать врачом «скорой», требуется дополнительная квалификация. Обучение длится два года, полгода из них — в отделении интенсивной терапии в больнице, 80 часов — курс реаниматологии, анестезиология, 50 дежурств на «скорой» в качестве стажера вместе с опытным врачом. После этого необходимо сдать соответствующие экзамены. Таких специалистов в Германии около 10 тысяч».
«Медики будут пытаться убедить, что все в порядке»
«Когда я переехал в Германию из России меня удивило то, насколько дорогие здесь медицинские страховки, — рассказывает живущий в Гамбурге бывший сотрудник «МК» Василий Яшкинас. – Их стоимость прямо пропорциональна заработку. Бывало, что мне приходилось платить за страховку 3000 евро в месяц с доплатами за предыдущий год. То есть, если человек за один год оплатил страховку исходя из одной зарплаты, составил налоговую декларацию, а оказалось, что доход у него был выше, то ему придется доплачивать. И даже несмотря на это, без страховых взносов в ФРГ никто не живет.
В Германии очень трудно получить направление на анализы, кардиограмму, МРТ и т. д. Врачи боятся, что не смогут потом доказать их необходимость страховой компании. Дело в том, что страховщики выделяют не так много квот на пациентов, которые можно использовать в течение одного квартала.
Именно поэтому, если ситуация не экстренная, медики будут пытаться убедить человека, что с ним все в порядке, а медицинская помощь ему не требуется. Иногда даже до такой степени, что не показывают ему результаты анализов, только если пациент сам не будет на этом настаивать.
Я как-то списался с одним русским врачом, он объяснил мне, что из-за этих квот запись к врачу идет как минимум за три месяца. Не исключено, что за то время, пока человек ожидает, у него могут развиться хронические заболевания. Более того, даже если пациента приняли, ему снова придется ждать несколько месяцев, чтобы прийти на повторный прием. Связано это с тем, что медики не хотят перебарщивать с количеством принимаемых пациентов, поэтому строго их распределяют, чтобы не работать себе в убыток.
Недавно я растянул руку, мне надо было сходить к ортопеду. Меня не приняли. Сказали, если боль острая, то нужно вызывать «скорую». Разумеется, если ситуация экстренная, то пациенту окажут помощь.
Кстати, в Германии не купишь антибиотики без рецепта, как, к примеру, в России. Такой запрет был принят для того, чтобы не способствовать развитию новых вирусов и опасных заболеваний. Как считается, по этой причине продолжительность жизни в ФРГ на двадцать лет выше, чем в РФ. Даже если у человека будет температура, боль в горле и слабость, врачи ни за что не выпишут ему антибиотики.
Ранее мне дали направление в университетскую клинику в Гамбурге, где в свое время лечилась Жанна Фриске. Я пришел туда, чтобы сделать операцию на нос. Меня уговорили ее не делать. Перед тем, как принимать какое-то важное решение относительно здоровья, я всегда консультируюсь у своих русских врачей. Они тоже сказали, что в операции нет острой необходимости. Между тем если случается, что человеку необходима операция, то, конечно, все проходит на высоком уровне. Не надо всем миром собирать деньги.
Еще находясь в Иркутске я занимался помощью детям с пороком сердца. Мы собирали деньги на операцию в Германию. Я связывался с одной девушкой, которая проходила ординатуру в ФРГ. Она мне тогда объяснила, в чем разница между русскими и немецкими медиками. Те же руки, те же мозги, но послеоперационный уход отличается. У нас в России на одну медсестру приходится по пять, а иногда и по десять пациентов, а в Германии всего один».