Делать экономические прогнозы — дело неблагодарное. Во-первых, потому что практически все думают, что в экономике разбираются, как в медицине и в педагогике. Одно только это гарантирует вам большое количество тех, у кого мнение будет отличным от вашего.
Делать экономические прогнозы — дело неблагодарное. Во-первых, потому что практически все думают, что в экономике разбираются, как в медицине и в педагогике. Одно только это гарантирует вам большое количество тех, у кого мнение будет отличным от вашего.
Во-вторых, фактические данные нередко бывают зависимы от разного рода политических, природных и прочих факторов, а потому они трудно прогнозируемы.
В-третьих, в большей степени привлекают внимание показатели, которые по факту оказались совсем иными по сравнению с теми, которые изначально прогнозировались. А это означает, что запоминаются прежде всего не самые точные прогнозы. А вот точные прогнозы запоминаются реже. Логика такая: если прогнозы точные, то это так и должно быть, а как же иначе.
И все-таки в экономике очень важно предвидеть, что может произойти, чего можно будет достичь. Это важно еще и потому, что, чем точнее социально-экономическое прогнозирование, тем меньше неопределенность экономической ситуации. А это очень важно и для населения, и для бизнеса.
Если снижается неопределенность экономической ситуации, то люди могут планировать свои расходы, покупки, могут строить более определенные планы по трудоустройству, решать, стоит ли брать кредиты, ипотеку и т.д. Бизнесу тоже важно знать, к чему готовиться. Тогда он сможет планировать свои инвестиции, работу по организации своей деятельности в целом.
Кстати, есть еще одно обстоятельство, почему сегодня страдает качество экономических прогнозов. К сожалению, далеко не все могут давать свои прогнозные оценки, абстрагируясь от пресловутого «чего изволите». Увы, сегодня наблюдаем такое не только в экономическом прогнозировании.
Итак, несмотря на все сказанное выше, давайте все-таки попробуем разобраться, к чему нам надо готовиться в наступившем 2022 году.
Начнем с простого, с того, где прогнозы уже и не особо нужны, так как есть принятые решения: с изменения тарифов на некоторые жизненно важные услуги. Правительство России своим Распоряжением еще от 30 октября 2021 года №3073-р утвердило индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на 2022 год. Согласно принятому решению, с 1 января 2022 года плата за коммунальные услуги нигде не повышалась. А вот с 1 июля 2022 года индексация произойдет во всех регионах: от 2,9% в Свердловской области до 6,5% в Чеченской Республике. В Москве плата за коммунальные услуги вырастет на 6%, а в Санкт-Петербурге на 6,3%.
В принципе, на фоне общей инфляции 2021 года около 8,5% такие размеры индексации выглядят очень щадящими. С другой стороны, есть вероятность, что как раз из-за значительного расхождения с величиной фактической инфляции 2021 года тарифы захотят повысить на большую величину. Так что нам всем остается только надеяться, что пересмотр ранее принятых решений по индексации тарифов в сторону увеличения все-таки не состоится.
Кстати, не надо думать, что пошли на гораздо меньшую величину индексации тарифов по сравнению с величиной инфляции сознательно. Просто исходили из того, что величина инфляции по итогам 2022 года не превысит 4%, а получилось совсем наоборот.
Теперь об инфляции — о том, что будет с ценами. Начнем с того, что хорошо известно и что обязательно требуется принимать во внимание. По итогам 2022 года инфляция превысила все прогнозы и составила, как было отмечено выше, около 8,5% (важное уточнение: по официальным данным). Смотрим на официальный правительственный прогноз: в 2022 году цены должны вырасти на 4%. Мне всегда хочется спросить правительственных чиновников, когда вижу такие прогнозы: сами-то верите? Дело в том, что если вы прогнозируете резкое замедление инфляции более чем в 2 раза, то необходимо пояснить, за счет чего вдруг так улучшится ситуация. За счет того, что цены на мировых рынках вдруг перестанут так резко расти? Но почти ничто не свидетельствует об этом. Постковидное восстановление мировой экономики продолжится, начальный этап глобального энергоперехода на низкоуглеродное развитие по-прежнему будет поддерживать мировые цены на энергоносители на достаточно высоком уровне.
Теперь посмотрим на внутренние проинфляционные факторы. Именно на них надо смотреть, а не сводить всю инфляцию к пагубному влиянию заграницы.
Регулирующие органы перестанут злоупотреблять директивными механизмами установления цен? Как-то не верится в это. Отменят российские антисанкции? Ну, это вообще фантастика, с учетом той геополитической ситуации, в которой мы сейчас находимся. Бросят все силы на повышение уровня конкуренции в российской экономике? Это дело муторное, длительное. Им надо было заниматься уже давно, причем на системной основе. Здесь тоже оптимизма не просматривается. В очередной раз Банк России повысит ключевую ставку? Да, это вполне вероятно. Но, как показал опыт того же 2021 года, когда неоднократно повышали эту ставку, эффект от данного действия был весьма ограниченный. Это потому, что наша экономика пока не настолько институционально развита, чтобы уровень инфляции в ней целиком зависел от величины ключевой ставки. Инфляция в России носит далеко не монетарный характер. Значит, бороться с ней чуть ли не исключительно монетарными методами (повышение ключевой ставки Банком России как раз и есть такой метод) — дело с весьма ограниченной перспективой.
Общий вывод по инфляции такой: она продолжит оставаться относительно высокой, в районе 8–10%. Так что здесь реальность, думается, серьезно разойдется с официальным прогнозом.
Еще одну тему никак нельзя обойти. Что будет с курсом доллара США? Опять начнем с официального базового прогноза Минэкономики России: 72,1 рубля за доллар США — именно такой должен быть среднегодовой курс в 2022 году. На фоне того, что сегодня курс около 75 рублей за доллар США, согласитесь, выглядит это весьма оптимистично. Лучше ориентироваться, думается, на 80 рублей за доллар США, то есть рубль все-таки достаточно заметно ослабеет.
Обвал рубля вряд ли произойдет. Во-первых, цены на нефть, как было сказано выше, никуда не провалятся. Во-вторых, санкционное давление на Россию хотя и останется, но до так называемых «адских» санкций дело тоже вряд ли дойдет. Введение таких санкций означало бы гораздо более опасный виток противостояния, и понимание этого, будем надеяться, все-таки существует.
И еще об одном сегодня необходимо помнить, когда приходится прогнозировать, что будет с курсом рубля по отношению к доллару США. Как известно, с недавних пор в России провозглашен курс на дедолларизацию. В обозримой перспективе «запрет доллара», назовем это так, вряд ли возможен. Но сегодня Россия идет по пути, в конце которого этот запрет становится реальным. Да-да, то, что совсем недавно казалось невероятным, сегодня приходится уже иметь в виду. Поэтому сегодня об этом обязательно стоит помнить. Однако повторюсь: в обозримой перспективе это вряд ли возможно.
Наконец, что будет с доходами граждан в наступившем году? В 2021 году реальные располагаемые доходы населения выросли где-то на 3% (точной официальной цифры еще нет и долго не будет). Не бог весть какой рост, но все-таки. Что же касается 2022 года, то с учетом ожидаемой высокой инфляции, а также того, что никаких многомиллиардных выплат в нем не ожидается (помните, как к выборам депутатов в Госдуму в сентябре 2021 года пенсионерам дали по 10 тыс. рублей, а военнослужащим по 15 тыс. рублей), такой рост доходов уже вряд ли возможен. Можем уйти даже в небольшой минус по доходам.
Такие вот ожидания от 2022 года — скромные ожидания. Они не такие плохие, но и особо хорошего с экономической точки зрения немного.