В Москве завершился второй день Гайдаровского форума «Россия и мир: приоритеты». Основной темой для дискуссий экономического блока правительства стали возможности дальнейшего роста экономики, после завершения периода адаптации к вызовам пандемии. А главной помехой в этом власти видят ускорение инфляции, которая, несмотря на все предпринятые правительством меры, по итогам прошлого года достигла 8,4%. Природу этого явления и шансы на замедление роста цен представители кабмина обсудили с главой Центробанка.
Рост инфляции является кардинальным изменением трендов, считает глава Банка России Эльвира Набиуллина. До последнего времени мир привык жить в условиях низкой инфляции, однако целый ряд факторов – стимулирование финансового рынка правительствами развитых стран, деглобализация, сокращение производственных цепочек в связи с пандемией – изменили ситуацию. Но замедлять ее внутри страны все равно необходимо.
Без действий Банка Россия инфляция была бы заметно выше. «Если бы мы не делали того ужесточения политики, если бы мы оставили (ключевую) ставку как есть, конечно, инфляция была бы выше где-то до 4%, — подчеркнула в ходе своего выступления Эльвира Набиуллина. — И нам бы пришлось еще больше повышать ставки».
Свой вклад в замедление роста цен отмечают и в правительстве. Без действий кабмина инфляция в 2021 году была бы выше 9%. Об этом сообщил министр экономического развития Максим Решетников. «Правительство предпринимает достаточно большой спектр действий, связанных с квотированием, с экспортными и импортными пошлинами, с демпферами, с субсидиями, чтобы это давление, особенно на продовольственных рынках, снизить, — подчеркнул он в ходе заседания. — И мы понимаем, что эти меры в целом работают. По разным оценкам, 0,6%-0,7% инфляции мы сдемпфировали благодаря всем этим мерам. То есть, если бы всех этих мер не было принято, сейчас инфляция была бы за 9%».
Борьба властей с инфляцией в России к концу 2022 года принесет положительные результаты, считает министр финансов Антон Силуанов. Правительства развитых стран в период пандемии накачали свои экономики деньгами и старались стимулировать их рост низкими ставками. Это и стало причиной роста инфляции по всему миру. По словам Силуанова, у российских властей есть политическая воля, чтобы в случае необходимости принимать непопулярные решения. «У нас есть программа, — сообщил он. — Здесь нужна политическая воля принимать зачастую непопулярные решения с тем, чтобы выйти на нормальные уровни инфляции, выйти на прежние уровни ставок и стимулирование экономики».
При этом всем — и рядовым гражданам, и бизнесу — нужно понимать, что проблема инфляции будет «среднесрочной», быстро ее решить не удастся, поскольку на мировом уровне одна из ее причин — это удорожание производства в связи с запуском программ «зеленого» энергоперехода и глобальной экологической трансформацией. Эти программы приведут к удорожанию товаров — в том числе из-за отказа от традиционных видов энергоносителей. В результате может даже возникнуть «шок предложения», как это случилось в 70-е годы с ценами на нефть. Только «правильный диагноз» того, что происходит в мире, поможет властям предотвратить действие мировых факторов на разгон инфляции внутри страны, считает глава Минфина.
Сегодня инфляция в России носит сложный характер, подтвердил Максим Решетников, министр экономического развития. С одной стороны, это инфляция спроса. Экономика еще не отреагировала на всю выпущенную денежную массу, поэтому этот фактор будет давить и дальше. С другой стороны, это еще и инфляция предложения: разрыв цепочек, удорожание логистики, существенное замедление сроков доставки, регионализация, протекционизм. Третий фактор — это сформированный энергопереход, который уже обернулся для Европы ростом цен на газ. Затем это может увеличить цены на удобрения и далее по цепочке на остальные товары.
Текущие факторы повышенной мировой инфляции указывают на ее долгосрочность. «Одними мерами денежно-кредитной политики мы этот импульс не погасим, или ценой гашения этого импульса может быть экономический рост», — предупредил Решетников. Возможно, в этой связи можно подумать о мерах компенсации потребителям удорожания тех или иных товаров, не вмешиваясь в сами рынки. «Причем по широкому спектру: это не только в вопросах продовольствия, это могут быть и вопросы тех же удобрений, например», — предложил глава Минэкономразвития.
Помимо экономики, большое внимание на форуме уделялось проблемам здравоохранения, образования, налогообложения и экологии в России. В частности, вице-премьер Виктория Абрамченко рассказала о целях правительства по переходу на экономику замкнутого цикла. В ходе своего общения с прессой она отвергла запрет на одноразовую посуду и цветной пластик в стране. Она попросила бизнес «перестать спекулировать» на теме роста цен из-за отказа от пластиковой посуды и других мерах в рамках решения проблемы мусора в России. Существующая система накладывает ответственность на бизнес в плане «выпустил упаковку — убери за собой». Это не должно привести к росту цен, по мнению зампреда правительства. Кабмин не планирует запрещать те виды упаковки или спецсредств, которым нет альтернативы. К примеру, детские памперсы не исчезнут с полок магазинов, так как им нет альтернативы. А вот цветной пластик может быть заменен на более экологически чистый материал, как и многие другие виды упаковки, пояснила Абрамченко.