Закредитованность россиян может достичь критического уровня в 2022 году. 45% заемщиков берут новые кредиты, чтобы обслуживать уже имеющиеся финансовые обязательства. Об этом свидетельствует исследование Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).
При этом уже со второй половины этого года Центробанк начнет применять прямые ограничения для банков и микрофинансовых организаций на сверхлимитные выдачи кредитов заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки. Это может сделать положение людей, которые берут новые кредиты для того, чтобы обслуживать уже имеющиеся обязательства, безвыходным, если они не захотят воспользоваться процедурой банкротства.
Объемы потребкредитования продолжают расти. За 11 месяцев 2021 года было выдано 1,64 млн таких видов займов, что на 5% больше, чем за тот же период 2020 года. Почти три четверти (74%) россиян в течение последних двух лет брали потребительский кредит, показал опрос КонфОП. Правозащитники выяснили, что в 44% случаях заемщиками становятся люди в возрасте 35–44 лет. Но больше всего опасений вызывает ответ на вопрос о том, зачем россияне берут кредиты. Около половины (45%) респондентов заявили, что берут новый заем, чтобы внести платеж по старым обязательствам. Другими словами, люди с высокой долговой нагрузкой уже не могут самостоятельно, без новых кредитов, обслуживать имеющиеся долги. Это фактически говорит об их преддефолтном состоянии. Отказ в новом кредите может привести к ситуации, когда люди не смогут вообще ничего выплачивать по своим обязательствам.
Любопытно, что этот настораживающий ответ стал абсолютным лидером, значительно опередив другие цели. Так, на втором месте в исследовании КонфОП оказались кредиты на лечение и ремонт (по 13% респондентов используют деньги на эти цели). На третьем месте — по 10% ответов — оказались кредиты на образование и покупку бытовой техники. Еще 8% людей берут в долг у банков на путешествия и только 1% — на покупку автомобиля, но такой низкий результат в этом пункте можно объяснить тем, что для покупки машины люди обычно используют залоговый вид по более низкой ставке.
При выборе кредита больше всего россиян интересует процентная ставка: она важна для 34% респондентов. На втором месте — ежемесячный платеж — им в первую очередь интересуются 15% опрошенных при выборе банка для кредитования. На третьем месте оказались сумма кредита и форма подтверждения дохода: на это обращают внимание по 14% россиян. А при выборе банка для кредитования большинство граждан ориентируются на рекомендации знакомых (35%), привлекательные условия кредитования (19%) и рекламу кредита в чистом виде (14%).
О том, какие еще неприятные сюрпризы показало исследование профильной ассоциации, и что нужно делать тем, кто использует опасные финансовые стратегии, «МК» рассказал председатель правления КонфОП Дмитрий Янин.
— По вашей оценке, насколько тяжела проблема закредитованности в России? 45% повторного кредитования – это много или мало в наших условиях?
— Это очень много. Данные показатели свидетельствуют о том, что люди не могут самостоятельно расплатиться по своим кредитным обязательствам и вынуждены брать все новые и новые кредиты, но это не является решением проблемы. Таким способом заемщики просто еще больше загоняют себя в финансовую петлю.
— Как лучше всего поступать человеку в ситуации, когда денег не хватает на жизнь после погашения старого кредита?
— В таких случаях нужно сразу сообщить о возникшей проблеме в банк и попробовать совместно найти выход с помощью нового графика платежей. При понимании, что материальное положение в течение нескольких ближайших месяцев не восстановится, нужно искать возможности подачи заявления на банкротство.
— В Европе и США люди одновременно оплачивают по 2-3 кредита и это в подавляющем большинстве случаев не ведет к банкротсву. В России такая ситуация непременно станет критической, по вашему мнению?
— С другими странами здесь не стоит сравнивать. Там у граждан запросто может быть несколько кредитов, у них другие доходы и процентные ставки по кредитам ниже, поэтому возможно оплачивать по несколько счетов ежемесячно. А в России люди влезают в новые долги, чтобы расплатиться по имеющимся обязательствам. Это серьезное отличие.
— Каким образом на государственном уровне нужно решать проблему закредитованности людей?
— Решением проблемы мог бы стать институт внесудебного банкротства, который, к сожалению, в России так и не заработал. Программы реструктуризации проблемных кредитов самими банками в условиях отсутствия соответствующих законов и стандартов также не показали свою эффективность. К тому же они являются временным решением проблемы: обычно кредитные организации снижают ежемесячные платежи максимум на 6 месяцев, а такого срока может оказаться недостаточно для стабилизации материального положения заемщиков. Здесь возникает еще одна проблема: ответственный подход банков к кредитованию. На наш взгляд, в настоящее время кредитные организации уделяют недостаточно внимания оценке кредитной нагрузки и платежеспособности заемщиков, а также информированию о том, что нужно делать, если должники окажутся в сложной финансовой ситуации.