Российская валюта получила черную метку от крупнейшего в США банка JPMorgan. Тот полностью закрыл свои рублевые активы, сославшись на непрогнозируемые риски развития ситуации вокруг Украины. Вкупе с решением Центробанка РФ прекратить покупки иностранной валюты на бирже, это – еще один предвестник крайне неблагополучных перспектив для рубля.
С конца прошлой недели рубль падает на бирже высокими темпами. На среду, 26 января, ЦБ установил курс в 78,6 за доллар и в 88,9 за евро. Эксперты предсказывают преодоление рубежей в 80 за доллар и 90 за евро уже на этой неделе.
Масла в огонь плеснул и крупнейший инвестбанк Уолл-стрита JPMorgan. До недавнего времени инвестбанк, под управлением которого находятся $2,6 трлн клиентских денег, занимал по отношению к рублю в высшей степени благосклонную позицию. Но где-то с середины прошлого года на фоне растущих геополитических рисков банк начал сокращать вложения в него. При этом JPMorgan прогнозировал, что скоре напряженность спадет, администрация Джо Байдена не станет вводить новые санкции, а к июню 2022-го рубль укрепится до уровня 71 за доллар.
Аналитики JPM указывали на такие факторы поддержки, как повышение ключевой ставки ЦБ, взлетевшие цены на нефть и высокая доходность российской валюты, позволяющая зарабатывать на операциях carry-trade. Но сейчас, когда курс доллара подскочил выше 79, а евро едва не пробил отметку 90, банк признал, что избавляется от вложений в рубли.
«Мы закрываем все наши оставшиеся длинные рублевые позиции с убытком. Мы не можем с высокой степенью уверенности отмести негативные сценарии. Следовательно, наши существующие рекомендации относительно длинных позиций потеряли силу», — заявили в JPMorgan.
Между тем, по данным ЦБ РФ, еще с середины октября, когда курс доллара на короткое время падал ниже 70 рублей, иностранные инвесторы стали сокращать свои вложения в рубль, в итоге урезав их на $13 млрд. По оценке Райффайзенбанка, только за январь спекулятивный отток капитала из российских активов мог составить еще $6-7 млрд. Несмотря на двукратный рост доходов от экспорта газа и беспрецедентный в истории приток валюты в экономику по текущему счету платежного баланса ($120 млрд за 2021 год), с начала 2022 году рубль потерял 5,4% к доллару и возглавил список худших валют развивающихся стран. Чтобы как-то выровнять ситуацию, Центробанку пришлось пойти на сверхрадикальный шаг: регулятор отказался от закупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила.
«На фоне усиления геополитической напряженности рублю не помогают даже высокие цены на нефть, — говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. — Но самые тяжелые времена наступят для него тогда, когда сырье начнет дешеветь. И случится это не через два-три года, а в обозримой перспективе. Сейчас энергоносители стоят дорого, поскольку мир вступил в первую фазу энергоперехода. Дешевая нефть в сочетании с санкционными рисками – вот два фактора, которые в последние годы неизменно подкашивали рубль».
На взгляд Николаева, к концу 2022-го отечественная валюта рискует упасть до отметки 90 за доллар. Дополнительное давление на нее окажет и политика ФРС: американский регулятор наверняка повысит ставку, причем резко, что приведет к удорожанию доллара.
«Для устойчивого разворота в курсовой динамике потребуются иная политическая риторика и общая деэскалация, — отмечает финансовый аналитик FxPRo Александр Купцикевич. – Без этого усилия ЦБ и Минфина могут оказать на рынки лишь краткосрочный технический эффект. Наиболее вероятно, что рубль задержится вблизи отметок 80 за доллар и 90 за евро».
Главная причина, по которой JPMorgan решил держаться подальше от рублевых инвестиций, — ожидаемый запрет со стороны Минфина США на владение российскими активами в случае объявления действительно широких санкций, рассуждает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев.
В эти дни новостные ленты западных информагентств переполнены оценками, согласно которым «вторжение России на Украину» — чуть ли не свершившийся факт. С подобной логикой связаны массивные распродажи нерезидентами на Мосбирже акций отечественных компаний: 25 января те вернулись чуть ли не к уровням начала 2020 года, растеряв весь пандемийный запас роста. По словам Пушкарева, нельзя исключать приграничной провокации, в которой затем обвинят Россию. Это может повлечь санкции против крупных российских госбанков со стороны США, но даже при таком сценарии курс доллара едва ли вырастет кардинально. И когда вся эта геополитическая «пыль» осядет, рубль вполне может вернуться в прежний диапазон 73-75.
«Сейчас геополитические риски оказывают на национальную валюту слишком мощное давление – не спасает ни дорогая нефть, ни то обстоятельство, что в России наступил период выплаты налогов компаниями-экспортерами, когда рубль обычно укрепляется, — говорит частный инвестор и финансовый аналитик Федор Сидоров. – И даже когда в феврале Центробанк поднимет ставку (наверняка сразу до 9-9,5% из-за высокой инфляции), это лишь ненадолго поддержит рубль. Вероятно, курс будет снижаться и дальше. В лучшем случае – плавно и контролируемо со стороны ЦБ, в худшем, если военный конфликт разгорится, доллар взлетит до 90 рублей, евро – до 100».