Пиву готовят минимальную цену: ждать ли подорожания

Российские законодатели собираются ввести минимальные цены на пиво. Такая инициатива уже не первый год обсуждается в парламентских кругах в качестве одной из мер по борьбе с серым рынком пенного напитка. В очередной раз она была затронута в ходе встречи представителей государства с участниками отрасли на площадке Совета Федерации. Многие чиновники и бизнесмены уверены, что отрасль нуждается в регулировании, в том числе, для повышения конкуренции с транснациональными гигантами. Независимые эксперты предупреждают, что введение «минималки» может привести к росту средних цен, падению продаж и снижению акцизных выплат.

Пиву готовят минимальную цену: ждать ли подорожания

Целесообразность введение минимальной розничной цены (МРЦ) на пивоваренную продукцию, предложенное рядом компаний, была обсуждена в комитете Совфеда по экономической политике. Как отметил накануне встречи член комитета Александр Жуков, реализация подобной инициативы позволит минимизировать объемы серого сектора пивного рынка и будет способствовать повышению здоровой конкуренции. В свою очередь первый зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников назвал пиво — важной частью рынка, которая должна обязательно регулироваться.

Проблема усовершенствования фискального управления индустрией пенного напитка, судя по всему, с каждым днем становится все более актуальной, поскольку отраслевики по-сути раскололись на два лагеря. Стоит напомнить, что с идеей внедрения МРЦ к Минфину еще в феврале 2020 года обратился Союз российских пивоваров (СРП). Ряд участников отрасли полагал, что гонка за клиентами вынуждает производителей идти на самые жесткие меры, и в первую очередь, вводить строгую экономию сырья. Средние и малые производители были не способны выжить в подобных условиях, поскольку они теряли каналы сбыта, лишались возможности долгосрочного планирования и были вынуждены работать на грани рентабельности. Крупные компании, которые могли себе позволить без особых потерь снизить стоимость товара для привлечения потребителя, выступили против инициативы.

Читайте также:  Украинских пенсионеров разочаровали условия получения вознаграждения за вакцинацию

Как полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, отечественный серый рынок пива действительно требует от государства жестких регулятивных мер, однако в первую очередь, они должны быть направлены на борьбу с бутлегерами, которых становится все больше. Согласно исследованию Высшей школы экономики, если в 2020 году доля нелегального оборота пива в нашей стране снизилась до минимальных за последнее десятилетие 5,2%, то уже в первой половине 2021 года она достигла 14%. Авторы полагают, что потери федерального бюджета из-за недобора акцизных платежей в связи с действиями теневого сектора могут доходить до 30 млрд рублей. Представители крупного бизнеса считают такую сумму чрезмерно завышенной, но и их оценка нелегального оборота довольно велика: по мнению главы Ассоциации производителей пива Андрея Губки, его объем составляет не менее 5-7%.

Как полагают независимые эксперты, введение МРЦ обладает рядом недостатков. Например, минимальные цены способны увеличить разницу себестоимости и рыночных цен нелегальных производителей пива и законопослушных заводов. Первые смогут сохранить тарифы на сомнительную продукцию, вторым же придется подтягивать прейскурант до нормативного уровня. Что может отпугнуть массового покупателя и даже вынудить его склониться к крепкому алкоголю. Подакцизные продажи пива в таком случае упадут, а цены на легальный товар, причем не только эконом-класса, но и остальных категорий, резко взлетят.

Полярные взгляды на возможные изменения правил регулирования пивного рынка, по словам председателя правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, являются следствием разного взгляда на ситуацию. Крупные производители обладают не только мощностями по изготовлению напитка, но и сельскохозяйственными угодьями для выращивания сырья. Это позволяет накапливать значительные объемы, которые становятся залогом будущих розничных демпинговых акций, в ходе которых люди могут купить слабоалкогольное спиртное по сравнительно доступным ценам. Локальные производители, продающие небольшие партии в региональных торговых точках, лишены такой возможности и не могут предоставлять клиентам скидки, поэтому пока им приходится поднимать расценки. В связи с этим, по словам эксперта, государство находится перед нелегким выбором: либо отказаться от МРЦ и дать монополистам повод для усиления своих позиций на рынке; либо согласиться с минимальными ценами и лишить население возможности сэкономить на приобретении излюбленного хмельного.