Ежемесячные пособия для социально уязвимых категорий граждан с 1 февраля вырастут на 8,4%, заявил премьер Михаил Мишустин. Речь идет о семьях с детьми, инвалидах, ветеранах и лицах, пострадавших на производстве. По словам опрошенных «МК» экономистов, эта индексация не компенсирует в полной мере те финансовые потери, которые понесли беднейшие слои россиян в условиях реальной, а не статистической инфляции.
Как сообщил Мишустин, вырастут единовременные пособия беременным и при рождении ребенка. Материнский капитал на первого ребенка увеличится до 524 тысяч рублей (с 483,8 тысяч), на второго – до 693 тысяч (с 639,4 тысяч). В соответствии с законом, подписанным президентом Путиным в декабре, размер этого пособия будут пересматривать ежегодно 1 февраля с учетом реальной инфляции за предыдущий год, а не прогнозируемой. В 2021 году она составила, согласно официальным данным Росстата, 8,39%.
«Нынешняя индексация социальных выплат рассчитана на покрытие уровня официальной инфляции, — поясняет профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. – Надо учесть, что малообеспеченные домохозяйства львиную долю своих доходов тратят на продовольствие. А по некоторым его видам рост цен превысил 20%. Соответственно, анонсированная мера не вполне адекватна: государству стоит задуматься об оказании дополнительной, более действенной помощи семьям с детьми и прочим социально уязвимым категориям».
По словам доктора экономических наук Сергея Смирнова, ситуация напоминает ему события недавнего прошлого. В январе 2017 года все неработающие пенсионеры (около 40 млн человек) получили единовременную выплату в размере 5 тысяч рублей. А 1 февраля страховые пенсии были проиндексированы на 4%. Обе эти меры не компенсировали пожилым россиянам дополнительные расходы, которые тем пришлось понести в 2016 году, в условиях официальной инфляции в 5,4% (а реальной, «магазинной» — раза в два больше).
«Конечно, индексация на 8,4% — это хорошо, однако мы видим, что цены на какие-то виды продуктов выросли в два раза, на другие – на 20-30%, — рассуждает Смирнов. – Помните крылатую фразу из фильма «Покровские ворота»: «искусство по-прежнему в большом долгу перед вами»? В России государство очень сильно задолжало низкодоходным группам населения, всем получателям социальных пособий, тем же семьям с детьми. С одной стороны, власти призывают людей повышать рождаемость, напоминая о гражданском долге. С другой стороны, условия для этого создаются в недостаточном объеме».
В нынешней истории есть две новости – хорошая и плохая, говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Первая заключается в том, что озвученный Мишустиным размер индексации выше, чем ранее утвержденный плановый уровень 4%. Власти предполагали, что именно настолько цены увеличатся в течение 2021 года. Однако в этот параметр, мягко говоря, не уложились – пришлось делать корректировку. Вторая новость: у малоимущих россиян своя инфляция. Она распространяется на самые насущные товары и услуги, дорожающие в первую очередь.
«Согласно соцопросу ФОМ, признаваемая и публикуемая Центробанком величина наблюдаемой гражданами инфляции составила в декабре 2021 года 17,7%, — отмечает Гойхман. — А ожидаемая на 2022 год – 14,8%. Соответственно, индексация в 8,4% не способна затормозить тот процесс обеднения получателей социальных пособий, который давно идет».
По данным Минтруда, в России различные социальные выплаты касаются примерно 35 млн человек, и неработающие пенсионеры не входят в их число, говорит заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее приблизительным подсчетам, на нынешнюю индексацию в 8,4% государство потратит из бюджета от 550 млрд до 650 млрд рублей. Сумма расходов не самая большая, но и не маленькая. Ее значение в чисто социальных терминах трудно переоценить.
«По Конституции РФ, наше государство является социальным, значит, должно компенсировать гражданам падение благосостояния из-за растущей инфляции, — рассуждает Мильчакова. – К сожалению, решение властей не учитывает возможного обесценения рубля в 2022 году, но индексация по прогнозной, а не по реальной инфляции была бы худшей мерой».