Пресс-конференция председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной после снижения ставки сразу до 14% годовых в это раз прошла в новом формате. На вопросы журналистов помимо самой главы ЦБ РФ отвечал еще и ее заместитель Алексей Заботкин. На черном пиджаке руководителя ЦБ по-прежнему отсутствовала брошь, по которой в благополучные времена, до конца февраля 2022 года, журналисты «гадали» о настроениях регулятора. На сей раз никаких намеков: только цифры и факты.
Пока Сегодня, 29 апреля, ключевая ставка была уменьшена сразу на 3% — с 17% до 14%, что стало несколько неожиданным для рынка. Большинство экспертов, опрошенных накануне «МК», склонялись к тому, что регулятор ограничится снижением ставки лишь до 15%. При этом инфляция, которая является ключевым ориентиром для принятия решения по ставке, по данным Росстата к 22 апреля выросла до 17,7%. И это еще не предел: даже в самом Банке России утверждают, что пик ее придется на конец 2022 года. «Что касается инфляции, в годовом выражении, мы пик видим в конце года — 18-23%», — сообщила Набиуллина. Алексей Заботкин добавил, что пока максимальный месячный рост цен наблюдался в марте 2022 года. По его словам, в апреле «мы получим значительно более низкую цифру». В целом, конечно, Банк России продолжит курс на достижение цели по инфляции в 4%. Но, судя по текущим цифрам, идти к ней придется долго. Так, даже через год, в апреле 2023 года, ЦБ РФ прогнозирует сохранение рост цена на уровне 10-12% «в рамках базового прогноза». Словом, вернуться к желанной цели по инфляции в 4% раньше 2024 года никак не удастся.
Одной из причин более резкого снижения ставки, чем этого ожидал рынок, может быть желание Центробанка продемонстрировать свою уверенность в позитивном развитии ситуации в экономике. И, таким образом, подать позитивный сигнал бизнесу, на плечи которого сейчас легла ответственность за ту самую предстоящую структурную перестройку экономики, о которой все говорят. «Приоритет инфляционного таргетирования несколько снижается, на первое место выходит преодоление текущих проблем экономики», — разъяснил изменения в политике ЦБ доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.
В ходе пресс-конференции Эльвира Набиуллина дала понять, что дальнейшее снижение ключевой ставки возможно, но уже не такими большими шагами, как сегодня. Российскому бизнесу одних сигналов недостаточно. «Ключевая ставка остается относительно высокой, а значит, по-прежнему актуальна задача быстрого возврата к приемлемым ставкам по кредитам реальному сектору — в пределах до 10% годовых, — заявил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Без решения этого вопроса сложно рассчитывать на быструю структурную перестройку экономики, поддержку импортозамещения и решение других задач, связанных с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры».
В Банке России вполне отдают себе отчет в том, что быстрых результатов здесь не будет и снижение ВВП по итогам 2022 года может достичь двухзначных цифр и стать рекордным за новейшую историю страны. Набиуллина заявила, что нижняя точка спада российской экономики придется на четвертый квартал этого года. Возобновление экономического роста ожидается с начала 2023-го. «Разрыв устоявшихся экономических связей негативно скажется на динамике ВВП в этом году, — подчеркнула она. — Снижение ВВП составит 8–10%, при этом нижняя точка спада придется на четвертый квартал».
Много внимания было посвящено на конференции и курсу рубля. По мнению Набиуллиной, он должен оставаться плавающим с учетом ограничений на движение капитала. При этом, по ее словам, на курс сейчас прежде всего влияет торговое сальдо, а именно – превышение экспорта над импортом. Глава ЦБ также подчеркнула, что Банк России не таргетирует уровень курса рубля, и задачи искать компромиссный курс для экспортеров и импортеров у Центробанка нет. «Мы считаем, что это благо — иметь плавающий курс, но сейчас он в рамках ограничений движения капитала. И такой задачи у нас нет — искать какой-то компромиссный курс», — заявила Набиуллина.
Журналисты поинтересовались у главы ЦБ ее мнением по поводу обсуждаемой в обществе возможности привязать курс рубля к золоту. Вероятно, подразумевалось последнее интервью секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, где он формулировал подобный подход. Однако Набиуллина заявила, что эта идея «не обсуждается никак».
В ходе пресс-конференции зашла речь и о волнующем многих вопросе ограничений на снятие наличной валюты. Однако изменений здесь не ожидается: пока ЦБ РФ не видит возможности для досрочного снятия установленных до 9 сентября валютных ограничений на покупку валюты для граждан. «Что касается валютных ограничений, что касается наличных, вряд ли это возможно досрочно, — сообщила Набиуллина. — Будем дальше смотреть, как развивается ситуация».
В общем, не смотря на позитивные сигналы от регулятора, в ответах на вопросы проступает существенный массив проблем, которые предстоит решать финансовым властям во второй половине года. Поэтому если раньше журналисты искали символы в набиуллинский брошках, то теперь символичен тот факт, что их нет вовсе. Не до игры в ассоциации сейчас.