Конец прекрасной «Дружбы»: Германия выступила за эмбарго на российскую нефть

Правительство Германии изменило прежнюю позицию и теперь выступает за немедленное введение эмбарго на импорт российской нефти, сообщило немецкое информационное агентство DPA. По данным агентства, ссылающегося на источники в дипломатических кругах, в ходе переговоров о содержании шестого пакета санкций против России представители страны полностью поддержали соответствующие планы Еврокомиссии.

Конец прекрасной "Дружбы": Германия выступила за эмбарго на российскую нефть

Германия была далеко не единственным тормозом европейской энергетической перестройки. Против эмбарго продолжают выступать Венгрия, Австрия, Словакия, Испания, Италия, Греция. Три первые державы обосновывают это большой зависимостью от российской нефти, а южные европейцы — опасениями, что запрет повлечет за собой взрывной рост цен на энергию. Тем не менее, учитывая политический и экономический вес ФРГ в Евросоюзе, такое решение Берлина резко увеличивает шансы на введение эмбарго.

До недавних пор яростным противником поспешного отказа от российского «черного золота» являлась и Германия. Из тех же соображений — большая зависимость от России и угроза роста цен. Избавляться от российской нефти предлагалось постепенно — в течение года. Основанием для смены курса явились, по сведениям DPA, «недавние успехи в поиске альтернативных поставщиков».

Для справки: до начала спецоперации на Украине на поставки из России приходилось 35 процентов немецкого нефтяного импорта. Но по утверждению вице-канцлера, министра экономики Германии Роберта Хабека, за два месяца эту долю удалось сократить до 12 процентов. Германия «очень, очень близко подошла» к независимости от российской нефти, заявил на днях вице-канцлер. Ситуацию в экономике, которая возникнет после введения эмбарго, он описал как «контролируемую».

Самым слабым звеном плана нефтяной «дерусификации» Федеративной Республики является энергообеспечение Восточной Германии. В минувшем году на территорию земель, входивших в состав бывшей ГДР, приходилось две третьих потребленной в ФРГ российской нефти. Так сложилось, как говорится, исторически: поставки идут через построенный в эпоху «развитого социализма» нефтепровод «Дружба»: первая его ветка была введена в эксплуатацию в 1964 году, вторая — в 1974-м.

Читайте также:  Чтобы достойно отпраздновать Новый год, россияне влезли в кредиты

На российской нефти работают два крупнейших восточногерманских нефтеперерабатывающих завода — в Шведте (земля Бранденбург) и Лойне (Саксония-Анхальт). Первый контролируется российской «Роснефтью», второй — французской Total. Именно предприятие в Шведте, PCK Raffinerie, обеспечивает нефтепродуктами столичный регион, в том числе — новый берлинский аэропорт BER.

Собственно, вопрос: чем заменить «Дружбу», питающую эти НПЗ, — и представляет собой на сегодня главную головную боль для отвечающих за энергообеспечение страны чиновников и менеджеров. По мнению некоторых «слуг народа», проблема совершенно неразрешима.

Последствия кризиса в энергоснабжении, который вызовет эмбарго на российские энергоносители, «будут катастрофическими в социальном и экономическом плане, — предрекает премьер-министр земли Бранденбург Дитмар Войдке. — Когда пишут о трех миллионах новых безработных, которые появятся в случае прекращения поставок нефти и газа из России, я думаю, что это преуменьшение».

Впрочем, федеральное правительство явно ориентируется на другие прогнозы. Кельнский Институт немецкой экономики в опубликованном недавно исследовании указывает, что оба наиболее уязвимых перед эмбарго НПЗ, по счастью, соединены нефтепроводами с портами на балтийском море: предприятие в Шведте — с немецким Ростоком, Лойна — с польским Гданьском.

Авторы исследования напоминают, что оба эти альтернативных маршрута уже пришлось однажды задействовать. А именно — в 2019 году, когда «Дружба» встала на несколько месяцев из-за загрязнения хлорорганическими соединениями. В общем, не впервой. Однако на сей раз, признают ученые, экономике Германии придется столкнуться со значительно большими издержками.

Катастрофы, конечно, не произойдет, но поскольку альтернативные пути доставки все-таки не заменят в полном объеме «Дружбу» (в лучшем случае — на две трети), то потребителей в Германии ждут более высокие цены на нефтепродукты, в особенности — на солярку. Не исключены даже временные перебои в снабжении дизельным топливом.