«Нулевой ковид» обваливает китайскую экономику: Пекин сопротивляется коронавирусу

Власти Пекина продолжают наращивать количество больничных мест в связи с новым всплеском заболеваемости коронавирусом в китайской столице. Помимо этого в городе проводится масштабное тестирование на COVID-19, хотя вспышки в КНР, по меркам стран Запада, можно счесть незначительными. Но Китай как никогда заинтересован в купировании волны эпидемии — не только из привычных репутационных соображений, но и из экономических.

«Нулевой ковид» обваливает китайскую экономику: Пекин сопротивляется коронавирусу

Китайские государственные СМИ еще 2 мая сообщили, что в северо-восточном пригороде Пекина была спешно отремонтирована больница на 1000 койко-мест. Медучреждение построено без малого двадцать лет назад — в 2003 году из-за вспышки атипичной пневмонии, но с тех пор почти не использовалось в полной мере. Теперь в нем вновь может возникнуть необходимость.

Сообщения в интернете пестрят и данными о том, что в карантинном центре, развернутом рядом со столичным аэропортом, подготовлены еще несколько тысяч коек. Однако официальной информации о таких мерах нет — очевидно, власти не хотят создавать лишний повод для паники.

Причин для волнения пока, казалось бы, не так и много. В начале недели в Пекине за сутки было зафиксировано 62 случая заражения коронавирусом, из которых 11 — бессимптомные. На фоне данных о сотнях и тысячах ежедневно заболевающих в Великобритании, Германии или США китайские показатели выглядят оптимистично. За последние две недели апреля в 21-миллионной столице КНР зарегистрировано всего лишь 450 случаев инфицирования.

Руководство Китая, невзирая на сравнения с другими странами, продолжает придерживаться стратегии «нулевого ковида», поэтому и начало мая для пекинцев было совсем не праздничным. С 1 по 3-е число включительно было решено закрыть рестораны и спортивные залы, хотя срок действия ограничений может быть продлен. Со 2 мая запрещено посещение популярных туристических мест, вроде столичного зоопарка. Выходные были отданы массовому тестированию и вакцинации. Отрицательный результат теста на COVID-19 необходим для посещения любых общественных мест (кроме медучреждений), причем давность анализа не должна превышать двое суток.

Читайте также:  Европе предрекли цены на газ выше 1000 долларов: на бирже паника

Зарубежные специалисты, сравнивая эпидемиологическую ситуацию в КНР и других государствах, расценивают китайские меры предосторожности как излишне жесткие и считают, что на данном этапе вполне хватит вакцинации, без принудительной изоляции населения.

В Китае вполне резонно отмечают, что низкий уровень заболеваемости — непосредственный результат строгих ограничений. И сейчас отказываться от них совсем уж несвоевременно — еще на старте новой волны ковида в Пекине начались спекуляции о возможном закрытии города, породившие обеспокоенность на биржах: акции многих китайских компаний просели до двухлетнего минимума.

Ситуацию осложняет и рост — опять же, в целом незначительный, но существенный в рамках «нулевого COVID» — количества заболеваний в портовых городах. Их закрытие, как и возможный локдаун в Пекине, приведут к серьезным экономическим последствиям уже не только для Поднебесной, но и для всего мира. В свете этого обустройство тысяч мест при ежедневной заболеваемости в столице в 50-70 человек выглядит обоснованной мерой.

Медики напоминают, что в Китае, как и в ряде других стран, сейчас широко распространяется подвид «Омикрон» — BA.2 Эту вариацию иногда называют «стелс-Омикроном»: обладая высокой скоростью заражения первоначального штамма, она часто не вызывает ярких симптомов у заболевшего и затрудняет диагностику. Единственный выход в этих условиях — массовое тестирование, которое, согласно многим сообщениям в интернете, приобретает порой принудительный характер.

Усиление эпидемиологического контроля в Пекине последовало за небольшими протестами, вспыхнувшими в крупнейшем городе страны, Шанхае, из-за нехватки продовольствия и медикаментов. Многие шанхайцы не смогли получить доступ к медицинской помощи после того, как часть персонала была отправлена на проведение тестов. А появляющиеся в Сети видео лишь подтверждают, что в учреждениях здравоохранения множество проблем не только со снабжением, но и с самой организацией работы. Так, на одном из роликов видно, как сотрудники шанхайской больницы несут желтый мешок для трупов к черной машине, после чего расстегивают его и относят обратно здание. Местные власти в понедельник, 2 мая, подтвердили, что кого-то по ошибке приняли за скончавшегося.

Читайте также:  Экономист рассказал, каким оказался «сногсшибательный эффект» контрсанкций РФ против Европы

Тем не менее после нескольких недель блокировки в Шанхае, Цзилине и Чжэцзяне количество случаев заболевания снижается. Но и на этом фоне уже очевиден ущерб для экономики: китайские власти ограничили передвижение между городами, чтобы предотвратить расползание вируса, оставив заводы без важнейших компонентов для производства, а людей — без некоторых продуктов. Важна и инерция от таких процессов: в ряде «здоровых» городов их руководство и население теперь само отказывается от помощи извне, дабы избежать возможного распространения заразы.

Официальные экономические данные, опубликованные КНР в последний день апреля, показали, что активность в производстве и сфере услуг находится на самом низком уровне с момента начала пандемии в Ухане более двух лет назад.

Это ставит под вопрос и возможность достижения Китаем 5,5%-ного роста ВВП в 2022-м, хотя даже эта планка была изначально самой низкой из взятых властями ориентиров за прошедшие 30 лет. Как заявляет экономическое издание Financial Times (FT), долгосрочный эффект от последних локдаунов в КНР может быть хуже, чем последствия уханьской волны. «Некоторые компании указали, что потребительский спрос был слабым из-за вспышек COVID, — цитирует FT экономиста Ван Чжэ. — Но некоторые заявили, что основная проблема заключается в сложности возвращения работников на работу. Трудовая занятость снизилась в течение восьми из последних девяти месяцев, включая апрель». Если же к Шанхаю присоединится Пекин, то процесс выхода из последующего кризиса займет многие месяцы, уверены специалисты.