До конца этого года создававшийся долгими десятилетиями нефтяной поток из России к европейским потребителям будет остановлен. ЕС намерен включить мораторий на поставки нефти из РФ в шестой пакет антироссийских санкций, который собираются утвердить в мае. Государствам Европы придется несладко, российская добывающая отрасль также серьезно пострадает. Нефтяники уже сейчас сокращают производство крупных объемов сырья, а реализация планов Еврокомиссии грозит привести к консервации отдельных скважин и даже целых месторождений.
Полное эмбарго на российскую нефть, судя по всему, можно считать делом решенным, поскольку с заявлениями о включении этого параграфа в список очередных экономических претензий Запада к нашей стране выступили сразу два авторитетных чиновника континента — глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и первое лицо дипломатии ЕС Жозеп Боррель. По их словам, импорт будет остановлен в течение пяти месяцев после объявления моратория, а закупка нефтепродуктов прекратится до конца года. Предполагается, что ограничения из-за сильной зависимости от российских углеводородов не затронут Венгрию и Словакию, которым на отказ от нефтяного импорта предоставят 20 месяцев. На аналогичные льготы также претендуют Чехия и Болгария.
«Несмотря на небольшие поблажки отдельным участникам континента, Евросоюз будет продолжать поэтапно изымать российские объемы из собственного энергобаланса, — полагает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Очевидно, что такое решение является окончательным и продолжится не год-два, а не меньше десятилетия. Фактически полноценное эмбарго вынудит Россию перестраивать всю производственную цепочку нефтяной отрасли — от скважины до трубопровода».
По мнению эксперта, в наибольшей степени пострадает экспортная магистраль «Дружба», с середины 1960-х годов служащая главным транспортным маршрутом поставок в Европу. Наша страна сможет использовать этот нефтепровод только для поставок в Белоруссию, тогда как львиная доля внутренних мощностей трубы окажется избыточной.
«Дружба» будет применяться только для поставок сырья от добывающих промыслов до отечественных нефтебаз, но давление в трубах придется значительно снизить. Хотя маршрут технологически застрахован от резких изменений ритма работы, как показывает практика, при падении атмосфер нельзя исключать ни мелких поломок, ни серьезных аварий. В свою очередь, венгерские, украинские, чешские, польские и словацкие компании, владеющие проходящими по европейской территории отрезками трубы, смогут использовать «Дружбу» в собственных интересах.
При отсутствии необходимой экспортной логистики, ранее ориентированной в западном направлении, России окажется не по силам перенаправлять стопроцентные объемы нефти до морских портов, через которые сырье могло бы поставляться на альтернативные рынки сбыта. (Транспортные системы Ирана и Венесуэлы, в отношении которых также объявлялись западные энергетические санкции, позволяли довезти нефть до танкерного флота, с помощью которого можно было отправлять топливо в самые отдаленные регионы мира).
«Существует большая вероятность, что отечественным компаниям придется не только на время ограничивать нефтедобычу, но и на долгие годы законсервировать скважины или даже целые месторождения. Конечно, начнут с самых низкорентабельных промыслов, тем не менее, такую тенденцию еще сейчас можно считать обозначенной», — считает Пикин.
Еще одним крайне негативным последствием отказа Европы от нашей нефти станет неспособность нашей страны выполнить условия соглашения о постепенном повышении добычи, заключенного в рамках ОПЕК+. По словам инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, Россия наряду с Саудовской Аравией является одним из основных участников международного альянса и за все время его существования постоянно старалась выбить себе наиболее широкие производственные лимиты. В нынешних условиях Россия рискует потерять статус одного из лидеров добывающей отрасли планеты, а выпавшие из наших рук квоты с удовольствием перехватят конкуренты, и в первую очередь Соединенные Штаты.