Рубль укрепляется, но цены на продукты питания не падают. Генпрокуратура заинтересовалась данным фактом и решила проверить отказавшихся снижать стоимость своего товара поставщиков розницы. Так, что происходит: торговые сети говорят, что изо всех сил сдерживают ценник на полке, но вот производители не снижают закупочные цены, поставщики в свою очередь заявляют, что изменение прайса невозможно, так как приведет к разорению производств. Главная проблема — в отсутствии путей решения. Рынок регулирует сам себя. Эксперты убеждены, что вмешательство со стороны государства приведет к сокращению предложения и банкротству ряда производителей.
Генпрокуратура запросила у Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) данные о производителях, отказавшихся снижать отпускные цены на фоне укрепления рубля. Проверку анонсировали после обращения секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака, который заявил об отказе поставщиков снижать взлетевшие ранее цены на продукты питания.
По данным АКОРТ, только единичные производители незначительно снизили ценник, несмотря на то, что рубль значительно укрепился. «Торговые сети-члены АКОРТ предпринимают все необходимые усилия для сдерживания роста цен на необходимые товары, в первую очередь из социальной группы», — отметил председатель президиума АКОРТ Игорь Караев.
Поставщики не могут снизить отпускные цены, рассказал исполнительный директор ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Востриков.
«Скачок курса доллара в марте составил более 62%, такое повышение не заявлял ни один производитель, а в правилах ритейла принимать повышение лишь на единицы процентов, — отметил он. — В сложившихся взаимоотношениях поставщиков и сетевого ритейла производитель продуктов питания при корректировке отпускных цен предоставляет развернутую себестоимость производства товаров с подтверждением изменения каждой составляющей материально технических затрат».
По словам Вострикова, необоснованное повышение цен закупщик сети даже рассматривать не будет. Основной рост себестоимости ложится на пищевую промышленность, сталкивающуюся и с увеличением логистической, сырьевой и производственной составляющей. Между тем себестоимость растет не только в России, но и в Евросоюзе, где инфляция в евро составила 7,5%. Данные ФАО по индексу продовольственных цен за март месяц прибавили 12,6%, что дополнительно свидетельствует о росте производственных затрат по всему миру ввиду разрушения производственных цепочек поставок и подорожания логистики, подчеркнул представитель Руспродсоюза.
«В таких условиях требования сетей снизить дополнительно цены согласно снижению курса иностранной валюты для поставщиков может стать роковым событием, ведущим к разорению предприятий- производителей, и привести к сокращению предложения на рынке продуктов питания», — предупредил он.
Уровень цен это решение самих участников рынка, говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. На стоимость товара на полке также влияет уровень спроса и предложения. Если компания заинтересована зарабатывать (пусть то торговая сеть или производитель), она устанавливает цены, которые считает приемлемыми для себя. Если стоимость будет завышена, то эти товары покупать никто не будет.
«Валютный курс — это не единственная составляющая, влияющая на цены. Подорожала логистика. Выросла стоимость различного рода ингредиентов, а где-то уменьшилось предложение. Поставщики оказались под давлением со всех сторон. Давят поставщики сырья, производители упаковки и других составляющих. Все эти факторы вместе не позволяют откатить цены на февральский уровень», — отметил он.
По словам Карпова, нельзя надеяться на то, что кто-то опустит ценник. Продукты станут дешевле, когда у участников рынка появится возможность снизить стоимость. Поставщик сам будет заинтересован сбить цены, ради конкурентного преимущества. Даже если товар будет всего на 10% дешевле, чем у конкурентов, производитель окажется в выигрыше.
«Вечные поиски виноватых, предупреждения со стороны властей, надзорных органов сделают только хуже рынку: нервозность нарастает, — продолжает он. — Если государство примет решение вмешаться в работу рынка, то разговаривать и договариваться ему придется с крупными корпорациями. У властей появляется возможность давления: либо ты снижаешь цены внутри России и продаешь определенный объем товара, а мы не трогаем твой импорт, либо мы прикрываем заграничную лавочку и продать в другие страны по более высокой цене больше не получится».