На очередном саммите ОПЕК+, в котором Россия находится на первых ролях, было принято решение о дальнейшем повышении добычи нефти. С июня производство участниками альянса вырастет на 432 тыс. баррелей в сутки, из которых заметная доля придется на отечественные компании. Нашу страну не смутила угроза полного нефтяного эмбарго, которое собирается наложить Евросоюз. Мы попытались оценить возможные последствия такой позиции Москвы.
С одной стороны, решение ОПЕК+, одобренное Россией, являющейся наравне с Саудовской Аравией лидером альянса, вполне оправданно. Участники Евросоюза пока не могут согласовать единую позицию относительно моратория на импорт «черного золота» из нашей страны.
Ряд государств Старого Света, до последнего времени закупавших исключительно российскую нефть, не устают повторять соратникам по объединению, что не способны оперативно диверсифицировать поставки и резко переключиться на закупку сырья в странах Персидского залива. Против полного эмбарго выступают Венгрия, Словакия и Чехия. Первая требует исключения на импорт по трубопроводам, а две вторые настаивают на трехлетнем переходном периоде.
Еврокомиссар по вопросам экономики Паоло Джентилони уже заявил: полноценное эмбарго Европа сможет ввести только через девять месяцев, хотя ранее на эту задачу ЕС отводил всего полгода. «Выполнение этого (полной остановки импорта из России — «МК») в более короткие сроки может иметь последствия для мировых цен на нефть, парадоксально противоречащие нашим целям», — отмечает европейский чиновник. Генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо предупредил: альтернативные производители не в состоянии заменить поставки из России в объеме свыше 7 млн баррелей в сутки, так как свободных мощностей на рынке «просто не существует».
С другой стороны, найдется ли спрос на дополнительные объемы энергоресурсов — далеко не факт. Мониторинговый комитет ОПЕК+ признал, что профицит нефти на мировой арене в этом году достигнет 1,9 млн баррелей в сутки, хотя еще месяц назад избыток предложения прогнозировался на уровне в 1,3 млн. Причем, такой сценарий можно считать оптимистическим, поскольку в худшем случае производителям ежедневно нужно будет пристраивать не менее 2,2 млн баррелей «лишней» нефти. Учитывая постоянный рост добычи в США, которые входят в тройку крупнейших добытчиков планеты, найти покупателя на такие серьезные объемы окажется крайне непросто.
Впрочем, международные инвесторы в настоящее время склонны полагать, что большинство стран Евросоюза все же осуществят свои намерения и в считаные месяцы откажутся от закупки нефти в России. «Решение об эмбарго можно считать окончательным. Мораторий грозит затянуться на десятилетие и дольше», — считает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В связи с этим биржевые игроки уже сейчас делают ставку на повышение и своими действиями на торговых площадках загоняют котировки барреля до локальных максимумов.
После подведения итогов очередного саммита ОПЕК+ стоимость «бочки» снова преодолела отметку в $110, а по ряду сделок цена достигала $120. «В современных условиях нашу страну способны спасти только высокие котировки нефти. Очевидно, что найти новый рынок сбыта высвободившимся после объявления моратория объемам сырья Россия будет не в состоянии: частично энергоресурсы можно будет направить в сторону азиатских потребителей, однако целиком заместить европейский рынок отечественным экспортерам не позволит отсутствие как трубопроводной, так и портовой инфраструктуры. Правда, если котировки будут находиться на нынешнем уровне, то потери нашего федерального бюджета станут не такими катастрофическими, какими могли оказаться при низких сырьевых котировках», — отмечает эксперт.
Но пока не стоит исключать самого трагичного варианта развития событий. На днях профильный комитет Сената Конгресса США дал добро на антикартельный законопроект NOPEC, позволяющий Вашингтону предъявлять судебные иски участникам ОПЕК и другим добывающим странам мира, включая Россию. Документ, пролежавший на полках юридических ведомств Белого Дома около двух десятилетий, признает незаконной любую совместную деятельность других стран, регулирующую производство и ценообразование энергоресурсов. По мнению экспертов Американского института нефти, в случае одобрения законопроекта обеими палатами Конгресса и президентом США, на мировом рынке может возникнуть перепроизводство нефти, что приведет к обрушению котировок чуть ли не до отрицательных значений.
Как полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, Россия в таком случае может столкнуться с жестким дефицитом финансовых средств.
«Доля нефтегазовых доходов в российском бюджете составляет около 36%, а основную часть этого — до 85% — приносит именно нефть.
Как свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы, в прошлом году наша страна экспортировала почти 230 млн тонн нефти на сумму немногим более $110 млрд. На Европу пришлось примерно 60% поставок.
Даже если у России получится найти альтернативных покупателей на половину от этого объема, совершенно ясно, что потери страны будут исчисляться десятками миллиардов долларов.
В случае обвала нефтяных котировок страна может погрузиться в глубокий финансовый кризис. Как ни парадоксально, остается надеяться на американский Белый дом, официальный представитель которого Джен Псаки заявила, что NOPEC может навредить национальным добывающим компаниям и этот законопроект стоит снова отложить в долгий ящик», — иронизирует эксперт.