Россияне уже начали сталкиваться с дефицитом. Где, скажем, брать запчасти на европейскую и американскую технику, которой в стране огромное количество? И автозапчасти? Решить проблему пытаются высокотехнологично — при помощи 3D-принтеров. .
Отрасль 3D-печати и раньше считалась прогрессивной. Еще бы, для изготовления предметов весьма сложной формы не нужны пресс-формы или станочный парк. Поэтому 3D-принтеры во второй половине 2010-х годов стали неотъемлемой частью прогрессивных московских школ, домов детского и юношеского творчества, культурных центров с детскими кружками.
Сейчас это новое ремесло стало еще актуальнее: именно трехмерная печать оказалась в условиях нарушенной логистики самым быстрым способом обзавестись недостающей «шестеренкой» взамен сломавшейся детали сложного устройства.
— Пользуюсь этой технологией достаточно давно, сейчас полностью перешел на нее из-за непоняток с доставкой из США, — рассказывает Николай, мастер по ремонту винтажной аудиотехники. — Дефицитом всегда были именно что шестеренки — они в 80-х годах прошлого века почти у всех производителей были из такого специфического желтого пластика. И теперь повально «разложились на плесень и липовый мед».
Лет десять назад я закупал новодельные шестеренки в Америке, потом увидел, что они начали не заказывать отливку, а печатать их. И попробовал сам. Получается неплохо, разве что вид не вполне аутентичный: видна структура печати.
По словам Николая, попытка печатать на 3D-принтере резиновые пассики, в отличие от шестеренок, оказалась провальной: продукция получается нефункциональной, техника с такими пассиками не работает. Но шестеренки и другие фигурные пластиковые детали (тяги, рычаги, кронштейны) собеседник «МК» делает в Москве. Это спасает мастера, поскольку сейчас доставка из США работает совершенно непредсказуемо, рассчитывать на приход посылки трудно.
Аналогичным образом производят новодельные запчасти из ABS-пластика для автомобиля. Алексей Горохов, специалист, который этим занимается уже третий год, сказал, что спрос на его услуги вырос в несколько раз за последние два месяца. «Раньше заказывали детали олд- и янгтаймеров, то есть машин до 90-х годов выпуска, сейчас просят сделать пластиковые элементы на современные машины, — рассказывает мастер. — Речь о пистонах обивки, элементах салона. За элементы ходовой части, например, полимерные сайлент-блоки, не берусь пока, хотя знаю, что люди экспериментируют».
Оценки деталей подвески, напечатанных на 3D-принтерах, в интернете встречаются весьма разные — в том числе резко отрицательные. «Выглядят напечатанные сайлент-блоки неплохо, но «ходят» после установки буквально несколько сотен километров, — оценивает владелец столичного автосервиса Сурен Баблоян, уже ставивший соответствующий эксперимент. — Если бы они стоили очень дешево, был бы вариант для установки «на продажу». Но их обычно продают не ниже рынка».
В «большой» промышленности при этом все выглядит оптимистичнее. Так, одна из российских нефтяных компаний сообщила о работе сразу двух участков трехмерной печати — она называется еще «аддитивными технологиями» — в Тобольске. «Чаще всего с помощью 3D технологий изготавливаются различные виды рабочих колес для насосов, крепежи для датчиков, переходы и крыльчатки для элементов систем охлаждения, например, градирен», — сообщили в холдинге. Причем, по сравнению с 2019 годом, печатаются теперь не только вспомогательные, но и функциональные детали.
Осваивают трехмерную печать запчастей также крупные эксплуатанты «гражданской» техники. Например, запчасти на 3D-принтерах печатает один из крупнейших в Москве операторов аренды самокатов. А одна из автомастерских в Санкт-Петербурге при помощи трехмерной печати «сочиняет» реплики знаменитых автомобилей прошлого — на продажу. Причем, по утверждениям автомастеров, изделия даже удается зарегистрировать в ГИБДД.
Иными словами, 3D-печать пластиковых элементов заняла ту нишу, где когда-то царил стеклопластик. Это изготовление штучных и мелкосерийных деталей, а также дефицитных запчастей в тех местах, где не важна прочность. Впрочем, существуют и 3D-принтеры по металлу, на которых уникальные детали печатают даже подрядчики НАСА — об этом сообщили в начале мая в этом аэрокосмическом агентстве.
— В России есть и разработки, и производство трехмерных принтеров как по пластику, так и по металлу, а также строительных моделей, — пояснили «МК» в компании, занимающейся продажей такой техники. — Кроме того, есть и китайские марки, нет проблем и с расходниками.
Оптимистичную картину портит только цена и сроки поставки. Если для печати пластиковых шестеренок подойдет устройство ценой 15 — 50 тысяч рублей (зависит от сорта пластика, который принтер «переваривает»), то принтер по металлу — то есть устройство, создающее порошковые металлические детали — стоит от 6 (стоматологическая модель) до 30 млн рублей. И габаритами примерно соответствует станку с ЧПУ. И раньше, чем через три месяца, поставки ждать не приходится…