Нынешний год может стать самым провальным отрезком времени для экономики нашей страны за последние три десятка лет. По данным агентства Bloomberg, в недрах Минфина РФ прорабатывается прогноз, в соответствии с которым потери отечественного ВВП в 2022-м составят 12%, чего не наблюдалось с 1994 года. Ведомство поспешило опровергнуть антирекорд, заявив, что не занимается финансовыми предсказаниями. Независимые эксперты пытаются найти «золотую середину», надеясь на взвешенную политику финансового блока правительства, которая позволит сгладить катастрофические провалы, однако советуют населению не рассчитывать на скорейшее укрепление благосостояния, а любые радужные настроения отложить до лучших времен.
Будущее отечественной экономики вызывает все больше противоречий и пессимизма, вынуждая задуматься о том, что тучи над финансовой системой нашей страны сгущаются. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на внутренний прогноз Минфина, итогом усилившегося санкционного прессинга Запада в отношении Москвы станет падение российского ВВП на 12%. Агентство подчеркивает, что в последний раз аналогичный провал народное хозяйство России переживало в далеком 1994 году, а современные отрицательные тенденции способны перечеркнуть все экономические достижения государства за последнее десятилетие.
Сам Минфин называет сообщение Bloomberg не соответствующим действительности, поскольку работа по составлению официальных прогнозов находится за рамками компетенции министерства. Более того, в ведомстве Антона Силуанова уверены, что предпринятые правительством и конкретно ЦБ мероприятия позволят «купировать негативные последствия» санкционной атаки Запада.
Между тем, несмотря на опровержение Минфина, прогнозы федеральных служб, уполномоченных время от времени заглядывать в будущее, недалеки и даже иной раз схожи с информацией, публикуемой американским агентством. Например, по оценке ЦБ, представленной в конце апреля, уровень падения российского ВВП в этом году окажется в диапазоне 8–10%, в следующем — темпы снижения замедлятся до 3% или даже окажутся на нулевой отметке, а уже в 2024 году можно будет ожидать роста на 2,5–3,5%. В еще большее уныние можно впасть, ознакомившись с предварительными прогнозами Минэкономразвития на этот год, которые свидетельствуют о сокращении ВВП на 8,8–12,4%. Правда, в дальнейшем министерство Максима Решетникова рассчитывает на ускорение экономического роста: в 2023 году ВВП должен прибавить 1,3%, а в 2024 году — 4,6%.
По словам экономиста, директора по внешним связям BitRiver Андрея Лободы, строить шокирующие или относительное умеренные прогнозы относительно российской экономики в настоящее время становится достаточно затруднительно, так как большинство ключевых участников рынка и государственных ведомств перестали публиковать периодическую статистику промышленных и производственных секторов страны. Нужно дождаться хотя бы середины лета, чтобы понять, какие отрасли пострадают в наибольшей степени. Похоже, хуже всего придется авиаиндустрии, машино- и автомобилестроению. Также в связи с повальным отказом Европы от российских энергоресурсов вполне вероятно возникнут сложности с экспортом угля и нефти.
Тем не менее остается шанс отделаться спадом в диапазоне 5–10%: Платежный баланс у нашей страны по-прежнему находится в зоне профицита, а цены на российский экспорт остаются самыми комфортными за последние 20 лет. «Россия всегда была везучей, даже на фоне безвыходных ситуаций. На этот раз существенную помощь способна оказать политика сильного рубля, которую демонстрирует ЦБ. За счет маневров с ключевой ставкой регулятору удалось стабилизировать курс доллара, который на пике превышал 120 рублей, до сравнительно приемлемых 67 рублей. «Теперь первостепенной задачей отечественных экономических властей должна стать организация беспощадного контроля над инфляцией и стимулирование доходов граждан, — считает Лобода. — Задача не из легких. Темпы роста потребительских цен в стране в годовом выражении ускорились до 17,62%, а реальные располагаемые доходы населения сократились на 1,2%. Поэтому решение насущных вопросов потребует как серьезных финансовых вливаний, так и новаторских административных ходов».