«Большая семерка» собирается обсудить действия по вывозу заблокированного из-за конфликта на Украине зерна и изучить альтернативные маршруты к портам, поскольку «44 миллиона человек шагают навстречу голоду».
Срочные меры по вывозу экспортного зерна из портов Украины, в том числе путем попытки открыть маршруты через румынские и балтийские порты, решили обсудить министры иностранных дел и сельского хозяйства G7 на встречах в Германии.
Как пишет The Guardian, блокада экспорта зерна быстро становится одним из самых острых дипломатических и гуманитарных кризисов в Украине. Во вторник Джо Байден заявил, что США работают над решениями того, как «доставить эту еду миру, чтобы она могла помочь снизить цены».
Министры иностранных дел «Большой семерки» встречаются на балтийском курорте Вайссенхаус к северо-востоку от Гамбурга, а министры сельского хозяйства — в Штутгарте.
Министр сельского хозяйства Германии и член Партии зеленых Джем Оздемир в течение нескольких месяцев вместе с ЕС искал альтернативные маршруты поездов через Польшу и Беларусь в балтийские порты, но разница железнодорожной колеи для поездов между Украиной и Польшей, ранее существовавшее отставание в движении и нехватка подходящих железнодорожных вагонов — все это противоречит этому варианту.
По одной из оценок украинской сторон, только 20% экспорта, который Украина обычно отправляет через порты Черного моря по морю, может когда-либо быть перевезено по железной дороге в порты Балтийского моря. За последний год стоимость автомобильного транспорта выросла в пять раз.
Перед началом конфликта большая часть продовольствия, производимого Украиной — в объеме, достаточном, чтобы накормить 400 миллионов человек — экспортировалась через семь черноморских портов страны. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, за восемь месяцев до начала конфликта через них прошло около 51 млн метрических тонн зерна.
Министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский изучил варианты транспортировки зерна через Гданьск (Польша) или через порт в Клайпеде (Литва) и три порта в Латвии. Балтийские порты из-за санкций потеряли торговлю из России и Белоруссии, в том числе калием, и поэтому в настоящее время имеют свободные мощности. Румынский порт Констанца также принял некоторые партии украинского зерна, но судам, которые затем везут зерно в Турцию, вероятно, придется оставаться в румынских водах, пишет The Guardian.
В ООН также обсуждали возможность открытия гуманитарного коридора через Беларусь для доставки зерна в балтийские порты, поскольку ширина железнодорожной колеи между Украиной и Беларусью одинакова.
Дэвид Бизли из Всемирной продовольственной программы ООН, который уже несколько недель бьет тревогу, утверждает: «Сейчас украинские зернохранилища переполнены. В то же время 44 миллиона человек по всему миру идут к голодной смерти. Мы должны открыть эти порты, чтобы продукты могли ввозиться и вывозиться из Украины. Мир требует этого, потому что сотни миллионов людей во всем мире зависят от еды, которая поступает через эти порты».
Обычно Украина экспортировала через черноморские порты от 5 до 6 миллионов тонн зерна и 700 тысяч тонн масличных культур в месяц.
Роман Сластон, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса, сказал, что открытие портов остается лучшим вариантом, но экспорт автомобильным транспортом, речными баржами и железнодорожными грузовиками может быть удвоен и составит примерно половину того, что идет через украинские черноморские порты.
По его словам, наибольший потенциал для роста может дать организация армии из 10 тысяч грузовиков, перевозящих зерно в течение пяти дней туда и обратно из Украины в балтийские порты. По его словам, Украина может использовать 40 зерновых терминалов ЕС.
Сластон рассказал, что до 5000 вагонов с зерном на польской границе ожидают пересечения границы, но в настоящее время есть возможность доставить только 350 вагонов в день.
В 2020 году Украина была пятым по величине экспортером пшеницы в мире, и страны с низким и средним уровнем дохода получили значительные выгоды. Основными направлениями экспорта были Египет, Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Ливан.
В Египте, где треть населения живет за официальной чертой бедности и питается хлебом, субсидируемым государством, цены на муку выросли на 15%. Общая инфляция за апрель составила чуть более 13%. В течение месяца после начала конфликта экспортные цены на пшеницу и кукурузу выросли на 22% и 20% соответственно, помимо резкого роста в 2021 году.
По прогнозам, этот рост, вероятно, продолжится, поскольку посевная кампания украинских фермеров была отложена на целых пять процентов из-за отсутствия гербицидов, более холодной погоды, дизельного топлива и движения транспортных средств из-за комендантского часа. Фермеры переключились с яровых культур на подсолнечник и сою. Подсчитано, что около пятой части украинских сельскохозяйственных земель сейчас находится под контролем России.