Эксперт оценил риск возникновения дефицита товаров в России

На фоне сложной экономической ситуации в мире и в России многие опасаются, что в стране возникнет дефицит товаров. Тем не менее эксперты убеждены, что глобальной угрозы дефицита нет, а есть лишь отдельные случаи недостатка определенных категорий товаров.

Эксперт оценил риск возникновения дефицита товаров в России

В беседе с «Вечерней Москвой» председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов заметил, что проблем с дефицитом товаров в стране на самом деле не наблюдалось, а это скорее были спекулятивные явления и «некий хаос» на рынке. Эксперт полагает, что по большей части удалось не уйти в проблемные моменты, а ажиотаж, который, по словам Карпова, также формировали СМИ, подстрекал некоторых участников рынка сыграть на нем.

По мнению эксперта, с точки зрения категорий товаров однозначного дефицита нет нигде. Тем не менее Карпов уточнил, что возможна нехватка некоторых товаров брендов, приостанавливающих свою работу в России или полностью уходящих из страны. Специалист добавил, что у части работающих компаний, которые объявили об уходе, проводятся последние продажи либо они приостановят работу уже в ближайшем будущем.

Карпов полагает, что наличие товаров этих брендов будет зависеть от успеха альтернативных каналов поставок, среди которых параллельный импорт. По словам эксперта, в настоящий момент непонятно, будут ли производители готовы отпускать товар в другие страны, чтобы его потом перепродавали России. Специалист подчеркнул, что если производитель не захочет допустить попадания его товаров в Россию, то он легко их отследит. Так, например, по словам эксперта, если в Казахстане чего-то стали заказывать больше, то любой производитель поймет, что часть товара будет перепродана.

При этом Карпов уточнил, что при согласии производителя на параллельный импорт дефицита их товаров удастся избежать. Эксперт добавил, что цена товаров, поставляемых через альтернативные каналы, вероятно, будет отличаться. Так, специалист объяснил, что в том случае, если товар, закупаемый в другой стране, продается дешевле, чем в России, то в нашей стране он потенциально может оказаться дешевле, чем был раньше.

Эксперт напомнил, что раньше производители выставляли свою цену на товары для всех региональных рынков, официальные дистрибьюторы имели эксклюзивное право на поставки товаров, а таможенная служба не имела права пропустить продукцию без разрешения правообладателя. По словам специалиста, цены на бытовую технику и электронику зачастую оказывались выше. Эксперт уточнил, что в кризисные моменты производители могли снижать цены, если видели целесообразность в сохранении России в сфере своего внимания. Карпов добавил, что дальнейшее выравнивание баланса могло занимать до нескольких лет.

Согласно прогнозу специалиста, цены на товары ушедших брендов, если они попадут в Россию, останутся примерно на том же уровне, что и раньше. Однако может быть и небольшой рост на фоне инфляции в других странах, а также из-за перераспределения расходов на содержание российского бизнеса на другие страны. К тому же эксперт отметил, что раньше официальные дистрибьюторы могли экономить на логистике за счет доставки больших партий и выгодных цен, а теперь такой возможности не будет.

При этом даже при полном уходе какого-либо бренда из России специалист не советует опасаться дефицита похожих товаров. По его словам, в любой категории есть множество как российских, так и западных производителей. Карпов подчеркнул, что именно наличие товаров-аналогов позволяет не говорить о дефиците. В качестве примера эксперт привел газировку, которую производит Coca-Cola, и газировку, производимую в России. По мнению специалиста, в случае высокого спроса на нее отечественные производители увеличат производство, и аналогичным образом ситуация будет развиваться с косметикой, чистящими средствами и другими товарами, и «ничего уникального нет».

В заключение Карпов заметил, что востребованность многих зарубежных товаров объясняется их крупными вложениями в маркетинг, поскольку бренды годами «приучали» людей к своей продукции. Эксперт считает, что людям придется переориентироваться на похожие товары, если западные бренды больше не будут представлены в России.