Тема окончательной дедолларизации России получила в условиях санкций новый импульс. После того, как «недружественные» страны заморозили половину резервов ЦБ, регулятор запретил банкам продавать населению доллары и евро, торговля газом была переведена на оплату рублями, а президент Путин заявил, что западные валюты себя скомпрометировали. Казалось бы, сейчас самое время отказаться от использования доллара в международных расчетах.
В принципе, все последние годы доллар терял свою прежнюю значимость в России. В частности, его доля в структуре золотовалютных резервов и внешнеторговых контрактов постепенно падала. В середине 2021 года Минфин обнулил долларовые активы (35% от общего объема) в средствах Фонда национального благосостояния. Им на смену пришли европейская валюта и физическое золото, составившие соответственно 40% и 20%. Доля юаня в ФНБ – 30%, фунта стерлингов и японской иены – по 5%.
Окончательно «добить» доллар не раз призывали депутаты Госдумы. В сентябре 2018 года они живо отреагировали на прогноз рейтингового агентства Moody`s Investors Service, согласно которому в ближайшие десять лет валюты различных стран получат резервный статус, а доллар утратит мировое господство. Первый зампред думского комитета по экономической политике Валерий Гартунг заметил тогда, что работу по перезаключению торговых договоров на национальные валюты необходимо было начать еще в «санкционном» 2014 году. Но можно ли в полной мере решить эту задачу сегодня?
Владислав АНТОНОВ, финансовый аналитик BitRiver:
«Американский доллар стал главной мировой валютой по итогам Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Центральные банки разных стран хранят свои резервы преимущественно в долларах, обладающих высокой устойчивостью и очень малой волатильностью. У того же Китая кубышка – более $1 трлн, которые Пекин не переводит в юани, поскольку имеет колоссальные объемы торговли с США. На данный момент Россия не сможет полностью отказаться от доллара, который преобладает в ее торговых расчетах с заграницей. Впрочем, заморозка золотовалютных средств ЦБ РФ послужила сигналом для многих мировых регуляторов, чтобы начать снижать в своих резервах долю доллара. Россия будет постепенно отходить от «американца», этот процесс уже идет. Сейчас наращиваются расчеты в национальных валютах в торговле между Россией, ЕАЭС и Турцией. Многие зарубежные компании уже оплачивают газовые поставки в нацвалюте».
Михаил КОГАН, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами:
«Сейчас рассчитываться в долларах или евро у России фактически нет возможности, поскольку с западными партнерами торговля ведется только в исключительных случаях. Речь идет об энергоресурсах или тех товарных группах, которые еще могут поставляться в Россию и из России. С основной массой других стран расчеты производятся в местных валютах, с некоторыми – по-прежнему в долларах и евро, но объем таких операций уже меньше, чем «в обход» двух базовых валют. После того, как США и Евросоюз ввели в отношении РФ огромное количество санкций, многие государства начали пересматривать соотношение доллара и евро в своих резервах, а это — прямой показатель снижения доверия к западным финансовым институтам. Поэтому отказ от доллара в международных расчетах – это набирающий силу общемировой тренд. Что касается хождения доллара внутри России, то напомню: такие расчеты не практикуются, по крайней мере, официально. Сейчас не 90-е и не начало нулевых, когда продажи автомобилей или недвижимости за американскую валюту были в порядке вещей. Да, на сайтах объявлений цены могут указываться в валюте или быть к ней привязаны, но не более того».
Михаил БЕЛЯЕВ, кандидат экономических наук:
«Нельзя полностью отказаться от доллара в международных расчетах, поскольку в сделке участвуют две стороны. Когда вы что-то покупаете или продаете, надо, чтобы ваш партнер согласился использовать рубли или свою национальную валюту. А это далеко не всегда возможно. Такая схема реализуема лишь в ситуации, где можете диктовать свои условия как поставщик, например, в торговле энергоносителями, тем же газом. Доллары и евро принимаются во всем мире по очень простой причине: они участвуют в огромных объемах торговых сделок и предельно удобны для расчетов. Позиция «давайте откажемся» никуда не годится, она идет только во вред. Экономически это абсолютно необоснованный шаг, чреватый для России потерей контрагентов, с которыми наша страна взаимодействовала в течение длительного времени. А вообще, использование рублей в международной торговле дает лишь одно преимущество: вы избегаете риска односторонней блокировки платежей в иностранной валюте. Какая разница, в чем нам платят за газ европейцы? Главное, что схема работает: европейцы переводят в Россию евро, которые здесь конвертируются в рубли. Что еще надо? Повсеместный переход на рублевые расчеты не должен быть самоцелью».