В России началась посевная со многими неизвестными

Майская погода хоть и не балует теплом, но на российских полях посевная кампания идет полным ходом. По отчетам, в крупных хозяйствах и в агрохолдингах готовность №1 — за ними государство, льготные кредиты и субсидии.

Чего не скажешь про отечественных фермеров, которые перед лицом санкций позабыты и позаброшены. Впрочем, им ли привыкать преодолевать трудности?

В России началась посевная со многими неизвестными

— Сеять, конечно, будем, — говорит костромской фермер. — Но уверенности, что переживем этот год, нет. Не знаем, что будет завтра, через месяц, через два… Наберем кредитов, а сможем ли их отдать в срок?

По словам российских аграриев, урожай в нынешнем году будет выше прошлогоднего. Общая посевная площадь составит 81,3 млн гектаров, на миллион с хвостиком больше 2021 года. Сбор зерновых по стране ожидается около 123 млн тонн, в том числе 73 миллиона тонн пшеницы.

Порукой тому — линейка готовности: наличие импортных семян, которыми запаслись по контрактам еще с осени, до введения санкций. А если кое-где порой и возникнет дефицит, он тут же покроется отечественными семенами.

Чуть ли не каждый день приходят сообщения, что правительство вбрасывает дополнительные миллиарды на льготные кредиты для крестьян под 5% годовых.

Из опрошенных фермеров никто эти субсидии не получал, и когда они пытаются выяснить в банках имена счастливчиков, им отвечают, что это коммерческая тайна, «индивидуальная работа с клиентом».

Опытные фермеры советуют начинающим коллегам вообще не связываться с кредитами и грантами на развитие. Никаких 5-процентных кредитов для малых сельхозпроизводителей, утверждают они, нет.

Теперь гранты под фермерское развитие. Во многих российских регионах началась волна по их принудительному возвращению. Говорят, что чуть ли не каждый третий получатель сейчас под следствием и некоторые успели получить условный срок — с последующим возвращением в бюджет этого самого гранта.

Читайте также:  «На нуле»: итальянские курорты нищают из-за отсутствия российских туристов

Не ввел в срок ферму на 20 коров — в хозяйство приезжает ОБЭП, идет выемка документов. По мнению правоохранителей — мошенничество чистой воды.

— Я в 2019 году получил грант 10 млн рублей, — рассказывает один фермер. — Построиться в срок не успел, стройматериалы подорожали в два раза. Теперь я мошенник.

Его коллега из Костромской области рассказывает свою историю: получил деньги на строительство теплицы для овощей закрытого грунта. Но купил ее без документов и дешевле в два раза. На оставшиеся средства построил подсобные помещения. Тоже арбитражные суды, ОБЭП, выемка документов и возврат гранта. Тут и мошенничество, и нецелевое использование госсредств.

И таких случаев по стране уже сотни.

— После майских праздников цены на овощи поползут вверх, все будет импортное. Молодая азербайджанская картошка сегодня стоит 180–220 рублей килограмм. Сколько будет стоить наша отечественная осенью — никто не знает.

Как выясняется из беседы, качественные семена клубней есть не у всех мелких производителей. В прошлом году цены на картошку были высокие, оптом с поля продавали по 30 рублей за килограмм. Многие фермеры посчитали, что в 22-м году все кинутся сажать картошку, ее цена упадет до 8–10 рублей. И продали семена как продовольственный второй хлеб. Теперь понимают, что картофель вряд ли подешевеет, но поезд-то ушел.

— Импортная элита стоит до 200 рублей, — говорит брянский фермер. — Свой семенной фонд сохранила Белоруссия, у них семена тоже высокого качества. Обратился к ним. Но мне предложили за 60 рублей семена третьей репродукции. Это «горох», только на корм скоту.

Из-за курса рубля и проблем в логистике западные поставщики ресурсов требуют 100-процкетную предоплату. Даже по средствам защиты растений, которые вообще никогда не работали по предоплате, всегда давалась отсрочка на год.

Читайте также:  Более 90 домов снесли в рамках программы реновации в столице

Бывают случаи, когда у производителей есть средства на гербициды. Но не покупают. Себестоимость урожая может оказаться выше суммы, которую они оплатят за химзащиту. От сорняков посевы будут обрабатывать тяпками. Урожайность, конечно, упадет, но в итоге она окажется рентабельной.

А вообще крестьяне все больше склоняются к мысли, что с импортной зависимостью пора заканчивать. Необходимо восстанавливать свое производство. Ведь хорошее нам никто не продаст. Это классика жанра, как на войне: тебе продают оружие, которое не стреляет!

Знакомый фермер рассказывает, что его дед и бабка после войны, в 47-м, когда была разруха, сажали картошку одного сорта в течение 40 лет — и она не вырождалась, давала урожай! Чеснок сажали по 25 лет. Как начали завозить импортные семена, так каждые 3–4 года нужно покупать новые, после этого срока они перестают родить.

— Каждые три года крупные животноводческие комплексы меняют поголовье, там корова служит 2–3 года. Дает по 30–40 литров молока в день, какой организм это выдержит? Закупают за валюту элитных буренок в Голландии или в Германии, а после трех лет отправляют на бойню. Но кто продаст хорошую корову? Свои породы нужно иметь. И чтобы они доились, как у крестьянина на подворье, — по 15 лет.

Какими бы ни были оптимистичные прогнозы аграрного ведомства, ясно одно: посевная пройдет в штатном режиме, еще на докризисных запасах. Волнует другой вопрос: как под санкциями пройдет посевная будущего года? Может статься, что запасов импортных семян и запчастей к сельхозтехнике уже не будет.