«Народные» супермаркеты пообещали россиянам снижение цен

Вы не поверите, но некоторые торговые сети опять объявили бой высоким ценам и добровольно обязуются их снизить, не откладывая дела в долгий ящик, уже с понедельника, 16 мая. Трудно сказать, чем завершится очередная атака на ценники в магазинах. С декабря 2020 года, когда «под раздачу» президента попали подсолнечное масло и сахар, по России прокатилось несколько кампаний по борьбе с ценами.

«Народные» супермаркеты пообещали россиянам снижение цен

Как говорится, воз и ныне там…

После того как на прошлой неделе нас огорошил Росстат динамикой роста цен на продукты с начала года, такая реакция торговых сетей была вполне ожидаемой.

Напомним читателям, что за четыре месяца этого года некоторые продукты подорожали на 50–70%. В частности, капуста на 60%, морковка на 61%, сахар на 50%…

Доколе?

И появилась старая пластинка о главном. Что вот теперь, уже по-настоящему, а не для проформы, торговые сети возьмутся за контроль потребительских цен, чтобы никакого перегиба на местах или ценового сговора.

Как сообщает агентство PRIMPRESS, инициаторы нового-старого движения «За снижение цен» — крупные и популярные в народе ТС — перепишут ценники по многим позициям, пользующимся стабильным спросом у покупателей, — всего 28 товаров. Сюда входят огурцы, капуста, сахар, макароны, хлеб, курятина и некоторые другие продукты — все как один — социально значимые.

Особенно подчеркивается, что на столь гуманный шаг эти самые сети пошли совершенно сознательно и добровольно, проявив таким образом свою социальную ответственность перед обществом.

Более того, ощутимую скидку в ценах мы увидим уже сегодня, в понедельник. Хотя, как свидетельствует наш опрос домохозяек, в этих же сетях они уже почувствовали определенное снижение. Но им, домохозяйкам, отрадно не столько копеечное снижение, а то, что цены по привычке не выросли. Хоть какой-то бальзам на душу.

Читайте также:  Россиянам назвали самое выгодное время для отпуска в 2022 году

Итак, на сей раз, похоже, все по-серьезному. Как последнее китайское предупреждение. Уровень скидки пока не известен, но ожидается существенным, не для галочки.

Однако здесь намечается такая рыночная коллизия. Если в этих торговых сетях действительно снизятся цены на продукты, то покупатели, разумеется, хлынут в их супермаркеты. Увеличится товарооборот, который даст прибыль. То есть не присоединившиеся к соглашению торговые предприятия потеряют покупателей, клиентуру и будут вынуждены тоже снизить цены!

Но будет уже поздно — россияне наконец поймут, какие торговые марки заботятся о них больше всего. И предпочтения станут отдавать именно им. Ведь потерять авторитет гораздо сложнее, чем его заработать.

Это, значит, оптимистический вариант.

Но есть и пессимистический, с которым, к сожалению, мы не раз сталкивались. Например, в ситуации с подсолнечным маслом в декабре 2020 года, в ней участвовал сам Владимир Путин. Он потребовал ограничить цены на продукт, сделать их доступными для народа. Через три месяца, как по мановению волшебной палочки, цены вернулись на свои прежние позиции.

Да что вспоминать старое! Недавний ажиотаж с сахаром-песком. В середине марта нынешнего года 5-процентную наценку на товар (тоже сознательно и совершенно добровольно) ввели практически все торговые сети. И… не стало в магазинах сахара-песка. А если он и был, то по высоким, заоблачным ценам. И только после того, как три торговые марки вышли из добровольного соглашения и вернули коммерческие цены на сладкий продукт, а их примеру последовали другие супермаркеты, сахар снова появился в продаже. Но в общей сложности с начала нынешнего года он подорожал на 50%.

Как считают многие экономисты, любые ограничения работают против всех базовых рыночных принципов. Если заставить держать ту цену, которая нравится чиновникам, завтра этого продукта на полке не будет — доказано, кстати, российским опытным путем.

Читайте также:  В Москве меняются правила вывоза отходов для бизнеса

Собственно, последние 2–3 года подтверждают базовость этого экономического закона — мы регулярно наступаем на одни и те же грабли.

Чем играть в поддавки с населением, вызывая искусственный ажиотаж на продукты, не лучше ли ценообразование вернуть на коммерческие рельсы? А чтобы обеспечить доступность к продуктам всех слоев населения, ввести для малообеспеченных россиян продовольственные карты?

О создании такого, вполне рыночного механизма в России говорят давно. Есть средства в бюджете, адреса малоимущих — по 10 тысяч рублей в год на человека. Причем только продуктов отечественного производства. Селяне их сегодня зачастую скармливают животным, не могут пробиться к прилавку. Такая мера поддержки существует во всех развитых странах мира, даже в Америке.

А вот административное снижение цен под соусом «добровольных повышенных обязательств» от торговли, похоже, чисто российское изобретение. Не исключено, что пока будет действовать скидка, многие наши сограждане станут запасаться продуктами впрок — пока не подорожало. В отличие от властей россияне научились извлекать уроки из прошлого.