До 1 октября 15 млн россиян должны сделать выбор: льготы или деньги

Набор социальных услуг или деньги – такой выбор в ближайшие две недели предстоит сделать примерно 15 миллионам наших соотечественников – тех, кто имеет право на социальные льготы федерального уровня. До 1 октября 2021 года россияне, получающие льготы, могут подать в Пенсионный фонд заявление на их монетизацию. В этом случае, с начала следующего года вместо льгот, от которых отказались, они будут получать их денежный эквивалент. В чем плюсы и минусы подобного выбора, «МК» выяснил у экспертов.

До 1 октября 15 млн россиян должны сделать выбор: льготы или деньги

Федеральным льготникам до 1 октября необходимо определиться, в какой форме они хотят получать в следующем году набор социальных услуг (НСУ). Ежегодно им предоставляется право заменить его полностью или частично на денежный эквивалент. Пенсионный фонд России на днях сообщил, что 30 сентября — последний день приема заявлений от льготных категорий граждан, желающих в следующем году отказаться от НСУ, и заменить его на деньги. Или, наоборот, — возобновить его получение в 2022 году.

Заявление можно подать в территориальных органах ПФР, в офисах МФЦ, а также дистанционно через «Личный кабинет» на сайте фонда. Заявление, поданное в сентябре 2021-го, начнет действовать с 1 января 2022 года. Если льготник отказался от НСУ в предыдущие годы и не планирует менять свое решение, то заявление подавать не нужно. «Если человек заявил о конкретной конфигурации набора, например, решил получать лекарства и денежную компенсацию за санаторное лечение и проезд, она сохраняется до тех пор, пока не будет подано новое заявление», — разъяснили в Пенсионном фонде.

В ПФР обратили внимание, что людям, получившим право на федеральные льготы, набор социальных услуг всегда назначается автоматически и в большинстве случаев по умолчанию предоставляется в натуральной форме, за исключением граждан, подвергшихся воздействию радиации: они изначально получают его деньгами.

Читайте также:  Столичные студии дорожают

Стоит напомнить, что с 1 февраля этого года в России подняли на 4,9% ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), которую получают около 15 миллионов федеральных льготников, в том числе люди с инвалидностью, ветераны боевых действий, россияне, подвергшиеся воздействию радиации, герои СССР и России, герои социалистического труда и другие. На те же 4,9% был проиндексирован и входящий в состав ЕДВ набор социальных услуг (НСУ). Теперь его стоимость составила 1 211, 66 рубля в месяц. В НСУ входит обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецептам, бесплатный проезд на пригородных электричках и междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, а также санаторно-курортное лечение. 

Отметим, что в этом году право на соцуслуги получили 14,8 млн федеральных льготников, из них 9,8 млн выбрали денежную форму, 2,7 млн — сами услуги, а 2,3 млн граждан предпочли денежную компенсацию части из них.

Комментирует Марк ГОЙХМАН, главный аналитик TeleTrade:

«Федеральные льготники — чаще всего, люди старшего поколения. И вероятно, помнят слова — «перекличку» двух известных песен: Владимира Высоцкого и Юрия Левитанского. «Если надо выбирать, и выбор труден» и «Каждый выбирает по себе». Именно так зачастую стоит вопрос при принятии решения о форме соцуслуг – денежной или натуральной. Если человек фактически тратит в среднем больше 1211 рублей в месяц на лекарства, санаторно-курортное лечение, то очевидно, выгоднее натуральная форма льгот.

Очень часто льготники рассуждают примерно так. «1211 рублей в месяц – неплохая дополнительная сумма для меня. На курорты я не езжу, компенсация на них мне не нужна. Так лучше получать всю сумму компенсации деньгами «здесь и сейчас». Поэтому людей, предпочитающих деньги, в 4 раза больше, чем выбравших услуги в натуральной форме. Резон в такой логике есть. Но выбирать именно «по себе» нужно с учётом того, что в течение предстоящего года нельзя изменить данный выбор. И оценить вероятность обострения какой-либо болезни или появления новой. И того, что  придётся тратить на лекарства, выписанные врачом, гораздо более серьёзные деньги. Так может быть, есть смысл предпочесть промежуточный вариант? Например, получать денежную компенсацию части услуг – на санаторий и проезд к нему, если не предполагаете такую поездку. А на лекарства и медизделия по рецептам принять натуральную льготу. Однако, интересно то, что таких «компромиссников» в 4 раза меньше, чем выбравших полностью денежную компенсацию. Но окажутся ли для этого большинства актуальны слова ещё одного популярного у немолодых людей стиха – Андрея Дементьева: «Никогда ни о чём не жалейте вдогонку»?»

Читайте также:  «Остается только молиться»: крупнейшие экономисты спрогнозировали 2022 год

Андрей ЛОБОДА, экономист, эксперт в области финансовых коммуникаций:

«Набор социальных услуг как инструмент поддержки граждан введен относительно недавно в дополнении к действующим социальным обязанностям и реализуемым программам государства. Он охватывает порядка 15 млн российских граждан. В феврале правительство проиндексировало стоимость входящих в него услуг на 4,9% и сегодня льготные категории граждан имеют возможность ежемесячно получать услуги, социально значимые товары или просто дополнительные выплаты на сумму чуть более 1200 рублей. Для пожилых и социально уязвимых людей деньги лишними не бывают. Дополнительная поддержка государства в данном случае только укрепит социальное самочувствие нуждающихся в помощи. Вполне вероятно, что большая часть получателей льгот выберет денежную форму помощи от правительства. В первую очередь, людям нужны лекарства и качественные медицинские услуги. В этой истории важна даже не ежемесячная сумма дополнительной помощи людям, а усилившийся сигнал государства, расширяющее реализацию социальных программ для населения. Вполне вероятно, что на фоне рекордного профицита бюджета объем поддержки льготным категориям населения будет расти. Хуже теперь точно не будет, это вселяет оптимизм».

Анна БОДРОВА, старший аналитик ИАЦ «Альпари»:

«Набор социальных услуг или их денежный эквивалент — каждый льготник выбирает для себя, исходя из собственных нужд и предпочтений. Как видно из статистики, основная часть имеющих право на набор соцуслуг, все же выбирает их денежный эквивалент. Вероятно, потому что такой подход более вариативный и позволяющий подбирать для человека в моменте именно то, что ему требуется. При этом средства расходуются полностью. Денежная компенсация части из набора интересна при условии, что человек совершенно точно не будет пользоваться каким-то механизмами. Полностью выбирают сами услуги обычно возрастные льготники, которые не видят разницы между наименованиями или предложениями. В конце концов, сумма, которой позволяет распоряжаться набор соцуслуг, не такая уж и большая — даже если ее направить на приобретение лекарств и медицинских изделий, ее может и не хватить».