Вице-премьер Марат Хуснуллин назвал три главные проблемы ЖКХ, без решения которых правительство не справится с задачей по повышению качества городской среды в полтора раза и не сможет предоставить россиянам миллиард квадратных метров нового современного жилья. Основными препятствиями являются вопросы сноса ветхих построек и расселения ютящихся в таких трущобах квартирантов, модернизация инфраструктуры, к которой будут подключены новостройки, и долги по коммунальным платежам. Для устранения обозначенных препон требуется проведение глобальной перестройки отрасли, на которую ее реформаторам понадобится не менее триллиона рублей.
Ключевой задачей, с которой чиновникам придется справиться с ходе преобразования жилищной отрасли России, является систематизация ветхой недвижимости для выработки нового подхода к расселению жителей аварийных домов. «Нужно решить, что делать с ветхим жильем: какое нужно капитально ремонтировать, какое — реконструировать, а какое — сносить», — заявил вице-премьер.
В числе остальных требований грядущей реформы Хуснуллин упомянул реконструкцию «дырявых сетей» — изношенных на 60% водопроводов и теплосетей, которые не стоит подключать к строящейся инфраструктуре, а также просроченные платежи за коммунальные услуги, серьезно мешающие стопроцентному исполнению инвестиционной программы государства в сфере жилищного хозяйства.
Объем работы, которой чиновники собираются озадачить строителей, выглядит более чем внушительным. В ближайшие три года ставится задача увеличения объема жилищного строительства минимум до 120 млн квадратных метров ежегодно и повышение на 30% индекса качества городской среды (внедренного Минстроем мультипликатора, с помощь которого правительство начнет оценивать уровень комфорта проживания населения). Инвестиции на реализацию поставленных задач, которые требуют разработчики проекта реформы, поражают своим масштабом — только на реконструкцию инфраструктурных сетей, на которую сейчас выделяется всего 5-10 млрд рублей, нужно выложить более 1 трлн. Согласовать обновленную концепцию перестройки ЖКХ со всеми профильными ведомствами предполагается не позже I квартала 2022 года, а источники финансирования программы будут определены до конца декабря.
«Удивительно, что только сейчас решили проводить «масштабную реформу» ЖКХ. Об изношенности инженерных сетей более чем наполовину говорят уже десять лет, а программа переселения из ветхого и аварийного жилья разработана еще раньше. За прошедшее время можно было понять, какие дома ремонтировать, а какие реконструировать или сносить», — отмечает директор Организации народного контроля Наталья Чернышева. В связи с тем у эксперта возникают вопросы к Минстрою, по данным которого исполнение программы по расселению продвигается с опережением графика, а план на 2020 год был перевыполнен в полтора раза.
Очевидно, что набранных темпов повышения доходов граждан — тех, кто вносит плату за коммуналку — недостаточно. В короткие сроки требуемые жилищном сектором инвестиции можно привлечь только из Фонда национального благосостояния, в котором к сентябрю было накоплено более 14 трлн рублей. «Параллельно необходимо выяснить, почему ресурсоснабжающие организации не проводили обновление и модернизацию сетей вовремя, — отмечает эксперт. — Прокуратура уже выяснила, что в ряде регионов повышение тарифов часто закладывается не на ремонт коммуникаций, а на бонусы топ-менеджерам».
Кроме того, масштабные планы обновления инфраструктуры ЖКХ пока существует только в виде планов на бумаге, а многоэтажные новостройки при этом часто возводятся фактически на пустырях или на месте снесенных старых домов, площадь которых в 2-3 раза меньше, что значительно увеличивает нагрузку на инфраструктурные сети. Будет ли застройщик заниматься обновлением сетей, поскольку де-факто это прерогатива муниципалитета, совершенно не ясно. Учитывая эту неопределенность, не исключено, что расходы на сопутствующие строительству цели придется также дифференцировать: либо соответствующие затраты будут заложены в контракты на застройку, либо стоимость квадратного метра возрастет кратно инвестициям в инфраструктуру. Соответственно, есть риск того, что недостающие для реформы ЖКХ средства будут вынуты из карманов населения.
«Перекладывание дополнительного финансового бремени на население не станет выходом из положения. Доходы населения и рост коммунальных тарифов двигаются в диаметрально противоположных направлениях, — считает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. — Чистые активы россиян на счетах в банках упали до минимума 2009 года, а у судебных приставов в работе накоплены дела на взыскание 2 трлн рублей. Если у людей банально нет денег на оплату «коммуналки», то инвестировать в дома, строительство которых находится даже не на уровне фундамента, никого не заставишь».