Власти готовят новую реформу ЖКХ за триллион

Вице-премьер Марат Хуснуллин назвал три главные проблемы ЖКХ, без решения которых правительство не справится с задачей по повышению качества городской среды в полтора раза и не сможет предоставить россиянам миллиард квадратных метров нового современного жилья. Основными препятствиями являются вопросы сноса ветхих построек и расселения ютящихся в таких трущобах квартирантов, модернизация инфраструктуры, к которой будут подключены новостройки, и долги по коммунальным платежам. Для устранения обозначенных препон требуется проведение глобальной перестройки отрасли, на которую ее реформаторам понадобится не менее триллиона рублей.

Власти готовят новую реформу ЖКХ за триллион

Ключевой задачей, с которой чиновникам придется справиться с ходе преобразования жилищной отрасли России, является систематизация ветхой недвижимости для выработки нового подхода к расселению жителей аварийных домов. «Нужно решить, что делать с ветхим жильем: какое нужно капитально ремонтировать, какое — реконструировать, а какое — сносить», — заявил вице-премьер.

В числе остальных требований грядущей реформы Хуснуллин упомянул реконструкцию «дырявых сетей» — изношенных на 60% водопроводов и теплосетей, которые не стоит подключать к строящейся инфраструктуре, а также просроченные платежи за коммунальные услуги, серьезно мешающие стопроцентному исполнению инвестиционной программы государства в сфере жилищного хозяйства.

Объем работы, которой чиновники собираются озадачить строителей, выглядит более чем внушительным. В ближайшие три года ставится задача увеличения объема жилищного строительства минимум до 120 млн квадратных метров ежегодно и повышение на 30% индекса качества городской среды (внедренного Минстроем мультипликатора, с помощь которого правительство начнет оценивать уровень комфорта проживания населения). Инвестиции на реализацию поставленных задач, которые требуют разработчики проекта реформы, поражают своим масштабом — только на реконструкцию инфраструктурных сетей, на которую сейчас выделяется всего 5-10 млрд рублей, нужно выложить более 1 трлн. Согласовать обновленную концепцию перестройки ЖКХ со всеми профильными ведомствами предполагается не позже I квартала 2022 года, а источники финансирования программы будут определены до конца декабря.

Читайте также:  Зеленая экономика стала не угрозой, а благом для России

«Удивительно, что только сейчас решили проводить «масштабную реформу» ЖКХ. Об изношенности инженерных сетей более чем наполовину говорят уже десять лет, а программа переселения из ветхого и аварийного жилья разработана еще раньше. За прошедшее время можно было понять, какие дома ремонтировать, а какие реконструировать или сносить», — отмечает директор Организации народного контроля Наталья Чернышева. В связи с тем у эксперта возникают вопросы к Минстрою, по данным которого исполнение программы по расселению продвигается с опережением графика, а план на 2020 год был перевыполнен в полтора раза.

Очевидно, что набранных темпов повышения доходов граждан — тех, кто вносит плату за коммуналку — недостаточно. В короткие сроки требуемые жилищном сектором инвестиции можно привлечь только из Фонда национального благосостояния, в котором к сентябрю было накоплено более 14 трлн рублей. «Параллельно необходимо выяснить, почему ресурсоснабжающие организации не проводили обновление и модернизацию сетей вовремя, — отмечает эксперт. — Прокуратура уже выяснила, что в ряде регионов повышение тарифов часто закладывается не на ремонт коммуникаций, а на бонусы топ-менеджерам».

Кроме того, масштабные планы обновления инфраструктуры ЖКХ пока существует только в виде планов на бумаге, а многоэтажные новостройки при этом часто возводятся фактически на пустырях или на месте снесенных старых домов, площадь которых в 2-3 раза меньше, что значительно увеличивает нагрузку на инфраструктурные сети. Будет ли застройщик заниматься обновлением сетей, поскольку де-факто это прерогатива муниципалитета, совершенно не ясно. Учитывая эту неопределенность, не исключено, что расходы на сопутствующие строительству цели придется также дифференцировать: либо соответствующие затраты будут заложены в контракты на застройку, либо стоимость квадратного метра возрастет кратно инвестициям в инфраструктуру. Соответственно, есть риск того, что недостающие для реформы ЖКХ средства будут вынуты из карманов населения.

Читайте также:  Валентина Митрошенкова: "Реклама - это двигатель всей экономики!"

«Перекладывание дополнительного финансового бремени на население не станет выходом из положения. Доходы населения и рост коммунальных тарифов двигаются в диаметрально противоположных направлениях, — считает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. — Чистые активы россиян на счетах в банках упали до минимума 2009 года, а у судебных приставов в работе накоплены дела на взыскание 2 трлн рублей. Если у людей банально нет денег на оплату «коммуналки», то инвестировать в дома, строительство которых находится даже не на уровне фундамента, никого не заставишь».