Санкции США в отношении суверенного долга РФ обрели новую, значительно более жесткую версию. Палата представителей Конгресса единогласно поддержала поправку к оборонному бюджету, которая запрещает американским банкам, брокерам и инвесткомпаниям покупать российские гособлигации не только на первичном, но и на вторичном рынке. Опрошенные «МК» эксперты видят в этом дополнительный дестабилизирующий фактор для курса рубля.
Исходный вариант ограничительных мер в отношении российского госдолга был анонсирован в апреле, а в силу вступил в июне. Американский бизнес лишился доступа к первичному рынку облигаций, выпущенных Минфином и Центробанком РФ после 14 июня. Поскольку «вторичку» запрет не затронул, наблюдатели предположили, что нерезиденты смогут беспрепятственно перекупать ОФЗ у посредников. Сейчас доля иностранцев на рынке составляет 20%: из почти 14 трлн рублей общего номинального объема ОФЗ они владеют бумагами на 3 трлн.
Позже конгрессмен-демократ от Калифорнии Брэд Шерман предложил распространить запрет и на вторичный рынок. Похоже, проект оборонного бюджета США будет принят в один из ближайших дней. Затем его рассмотрит Сенат, и в случае утверждения верхней палатой документ поступит на подпись президенту Байдену. Поправка также обяжет Нацразведку США проводить анализ зарубежного вмешательства в американские выборы и предписывает главе Белого дома (после ознакомления с отчетами спецслужбы) принимать решение о продлении или снятии санкций. Между тем, как заявил исполнительный вице-президент Торговой палаты США Нил Брэдли, поправка наносит удар не столько по российскому госдолгу (с учетом значительного объема финансовых резервов нашей страны), сколько по американским банкам. Их возможность обслуживать своих корпоративных клиентов, работающих в РФ, резко ограничивается.
«Июньский запрет США на покупку российских ОФЗ на первичном рынке выглядел достаточно мягкой, щадящей мерой, — рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — В основном нерезиденты покупают облигации на «вторичке», и масштабы их оборота сохраняются. Теперь же возникает иная ситуация. Теоретически, если в Вашингтоне утвердят поправку, это может подхлестнуть инфляцию в России, сократить предложение валюты в стране, способствовать ослаблению рубля, росту кредитных ставок для бизнеса и населения. Кроме того, придется искать альтернативные источники поступлений в федеральный бюджет».
В то же время, на взгляд собеседника «МК», вероятность одобрения поправки Сенатом и дальнейшего ее подписания президентом Байденом не столь уж высока. С июня отношения между Вашингтоном и Москвой отошли от острой фазы политического противостояния, новых поводов для санкций не появилось. Кроме того, подобные меры невыгодны самому американскому бизнесу, который зарабатывает на высоких ставках российских ОФЗ. Они составляют для десятилетних бумаг 7,2% годовых, тогда как гособлигации США приносят 1,3%, напоминает Гойхман. А Россия избежит катастрофических последствий даже в случае реализации наихудшего сценария. Отказ от покупок ОФЗ нерезидентами можно компенсировать путем их размещения среди внутренних инвесторов — например, госбанков.
«Мне не очень понятно нормативное содержание поправки, механизм ее действия, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Право президента вводить санкции увязывается с отчетами Нацразведки о гипотетических фактах вмешательства России в избирательный процесс в США. В этом смысле поправку Шермана можно трактовать как некую «спящую» норму. Рынкам потребуется время, чтобы понять, с чем они имеют дело – с реальной угрозой немедленного введения санкций или же с фикцией. Пока угроза новых санкций выглядит странно. Как это согласуется с восторженной реакцией представителей Госдепартамента на новость о готовящемся возобновлении встреч бизнес-групп из США и России в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2022 года?»
Что касается возможных негативных последствий для России, то запрет в какой-то степени охладит интерес нерезидентов к ОФЗ, уменьшит приток «горячих» денег в страну и ослабит курс рубля. Это мы уже видели в июне, после введения Вашингтоном первого санкционного пакета: тогда практически все аукционы раскупались отечественными инвесторами, в основном госбанками, резюмирует Масленников.
Приняв поправку, члены Палаты представителей выстрелили в ногу своим же инвесторам. От операций на вторичном рынке бюджет РФ не получает ничего, там взаимодействуют только российские финансовые институты, поясняет заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.