Оптовая стоимость моторного топлива на российских биржах опять бьет исторические рекорды — котировки одного из самых востребованных в нашей стране сортов АИ-95 перевалили за отметку 60 тыс. рублей за тонну. Профильные чиновники объясняют ценовые скачки плановым ремонтом на крупных перерабатывающих заводах и обещают, что после завершения технических работ биржевые тарифы стабилизируются. Независимые торговцы горючим, под контролем которых находится две трети отечественных АЗС, в свою очередь, бьют тревогу и предупреждают, что без постоянной индексации розничных расценок окажутся на грани банкротства, а отечественный топливный рынок вскоре будет окончательно монополизирован.
Резкий скачок оптовых цен на моторное топливо на Санкт-Петербургской топливно-сырьевой бирже произошел 22 сентября. Был установлен очередной локальный рекорд — почти 60,2 тыс. рублей за тонну АИ-95. Только с середины сентября рыночные котировки горючего подскочили более чем на 3%, а с начала года биржевая стоимость АИ-95 выросла на 17% (АИ-92 — на 13%).
Розничные тарифы за тоже время также дорожали, однако укладывались в пределы инфляции, в итоге прибавив в цене лишь 5-6%. Любопытно, что незадолго до выборов в Госдуму стоимость литра горючего на АЗС даже подешевела на 15-20 копеек, что произошло впервые (и, видимо, в последний раз) в этом году. Судя по всему, производителей топлива испугала угроза правительства полностью запретить экспорт бензина и рекомендация чиновников об увеличении продаж внутри страны. В самом деле, по данным агентства Argus, если в первой половине года ежемесячно из России за границу отгружалось более 520 тыс. тонн топлива, то в сентябре суммарные поставки зарубежным трейдерам сократились в 2,5 раза — до 170 тыс. тонн.
Очередной взлет цен чиновники объясняют чисто техническими причинами. В конце лета ряд отечественных перерабатывающих заводов встали на плановых ремонт. Причем модернизация затронула предприятия по всей стране — от Дальнего Востока до европейской части России. В Минэнерго обещают, что после завершения сезонной профилактики российские НПЗ вновь выйдут на плановую мощность, что позволит стабилизировать цены.
Стоит отметить, что в настоящее время бензин дорожает не только в России, но и в других европейских государствах. В Италии, к примеру, только с начала осени розничные тарифы на горючее выросли почти на 6% до 1,7 евро за литр (почти 145 рублей по курсу). Впрочем, существуют примеры, которые вызывают искреннюю зависть у отечественных автолюбителей. Белоруссия, закупающая ежегодно в России около 24 млн тонн «черного золота» (что позволяет Минску не только закрывать внутреннюю потребность, но и активно экспортировать готовое топливо), в этом году повышала внутренние тарифы на горючее аж 26 раз, однако каждая индексация составляла всего одну белорусскую копейку.
Отечественным топливным гигантам на руку рекордные биржевые цены горючего: во-первых, именно ведущие отраслевые концерны владеют большинством крупных перерабатывающих заводов; во-вторых, такое отчасти монопольное положение позволяет им вытеснять с рынка независимых торговцев горючим. По словам главы аналитического департамента AMarkets Артема Деева, еще три-четыре года назад мелкие операторы контролировали около 70% из 23 тыс отечественных розничных АЗС, а объем реализованного ими бензина доходил до 30% от общероссийской продажи топлива. А сейчас доля независимых заправок снизилась до 60% и до 25% соответственно.
Независимые участники топливного рынка давно бьют тревогу, предупреждая о своем возможном банкротстве. Как утверждают владельцы мелких АЗС, закупки бензина на бирже у лидеров отрасли по прогрессирующим тарифам уже сейчас приводит к их убытку в 1,5 рубля с литра. По словам инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, учитывая, что о стабилизации расценок горючего государство предпочитает договариваться с крупными компаниями, в состав которых входят как добывающие, так и перерабатывающие заводы, и торговые сети, тенденция на монополизацию будет продолжаться, причем государственные ведомства вряд ли будут препятствовать такому тренду. «Согласовывать условия поведения на внутреннем и внешнем энергетических рынках чиновникам будет гораздо удобнее с несколькими компаниями, а не с несколькими десятками небольших торговцев, доходность которых не находится в плоскости интересов правительства. Применять рычаг ручного управления к мейджорам, львиная доля бизнеса которых приходится на зарубежные поставки сырья, гораздо удобнее», — рассуждает Суверов.
Между тем напомнить о необходимости сдерживать стоимость горючего на отечественных АЗС чиновникам, судя по всему, придется уже со дня на день. В ближайшее время Европа находится в жестких тисках газового дефицита и стоимость «голубого топлива» в странах Старого Света находится на максимальном уровне. Рекордные котировки на газ уже потянули за собой расценки на остальные энергоносители, в том числе на топочный мазут, спрос на который в ЕС предстоящей зимой обещает значительно вырасти. Экспорт «черного золота» в таком случае снова окажется более выгоден, нежели продажи готового топлива внутри России, и правительству придется как и прежде сесть за стол переговоров с нефтяникам, угрожая крупным компаниям новыми санкциями или обещая им дополнительные субсидии. По оценке главного аналитика TeleTrade Марка Гойхмана, пока обе стороны будут согласовывать сценарий топливных расценок на будущий год, внутренние цены могут взлететь выше общей потребительской инфляции, и литр АИ-95 подорожает с 51-го до 54-55 рублей».
Средние розничные цены бензина в России за последние 20 лет (рублей за литр):
АИ-92 АИ-95
2000 7,5 8,5
2005 17 17,5
2010 23,5 25,5
2015 33,4 36,2
2020 43,8 46,2
2021* 48 55
* — прогноз.
По данным ЦДУ ТЭК и независимых топливных трейдеров.