Олигархи, зарабатывающие на майнинге и удобрениях, удачно сходили в Белый дом: в ходе трехчасовой встречи с Михаилом Мишустиным им удалось отбиться от части изъятий, запланированных Минфином. Власти пообещали, что в 2022 году ограничатся только повышением НДПИ, а новые правила расчета налога на прибыль вступят в силу не раньше 1 января 2023 года. Ранее предполагалось, что у бизнеса уже в следующем году в добровольно-принудительном порядке изымут 546 млрд руб, которые пойдут на выполнение повысившихся соцобязательств. Чиновники призвали олигархов правильно ответить на вопрос «С кем вы, мастера металлургии и химии?» и, не дожидаясь давления сверху, занять более социально-ответственную позицию.
Фото: government.ru.
В 2018 году правительство обещало не повышать налоговую нагрузку на бизнес в течение ближайших шести лет — до следующих выборов президента, но об этом уже мало, кто помнит. Пандемия, нацпроекты и новые обязательства по поддержке семей с детьми существенно увеличили расходы, поэтому предпринимателям вновь предложено поделиться. Минфин планировал повысить НДПИ и ретроспективно (то есть задним числом) налог на прибыль для горнорудных и металлургических компаний, которые последние пять лет больше тратили на дивиденды, а не на инвестиции. Эти меры в сумме должны привлечь в бюджет дополнительные 546 млрд руб. Однако Антон Силуанов уверял, что главная цель вовсе не пополнение доходов, а стимулирование бизнеса больше вкладывать в развитие и меньше прятать по карманам. Однако сами олигархи ни с той, ни с другой трактовкой категорически не соглашались. В течение недели они вели подковерную игру против планов Минфина и, наконец, добились встречи с Михаилом Мищустиным, начало которой пресс-служба правительства решила сделать публичной.
Заинтересованные бизнесмены пришли в Белый дом практически в полном составе. Тут были Роман Абрамович, Владимир Лисин, Владимир Потанин, Олег Дерипаска, Алексей Мордашов и тд, всего 12 человек плюс глава РСПП Александр Шохин. (Для справки семь человек из присутствующих владеют совокупным состоянием в объеме $120 млрд) Ожидая, когда их пригласят в зал, олигархи разбились на группки и оживленно спорили друг с другом: как позже пояснил г-н Шохин, внутри бизнеса до последнего не было единой позиции, на что соглашаться, а на чем настаивать в диалоге с правительством. Когда двери открылись, все приглашенные послушно натянули на лица маски — в данном случае индивидуальные средства защиты позволяли не столько защититься от вирусов, сколько скрыть нежелательные эмоции. Тем более, что и Михаил Мишустин, и другие члены кабмина сразу объяснили бизнесу, что избежать новых изъятий в любом случае не получится. Можно только искать приемлемые (в первую очередь для самого правительства) компромиссы.
«С кем вы, мастера металлургии и химии? — перефразировав Горького, набросился на олигархов первый вице-премьер Андрей Белоусов, — Вы в национальной повестке или нет?» И объяснил: быть в национальной повестке — это не значит исправно платить налоги и строить стадионы в регионах, как это представляет себе большинство присутствующих. Главное — это инвестиции. « У нас сейчас стоит альтернатива. Либо мы за счет инвестиций получаем приемлемые темпы роста экономики — 3%-4%. И тогда сможем решать копившиеся годами социальные проблемы. Либо мы попадем в низкие темпы роста и тогда бизнес неизбежно ждет повышение налоговой нагрузки», — заявил Белоусов.
Михаил Мишустин также счел необходимым напомнить бизнесу о социально ответственном поведении. «Конечно, это ваше право решать, как распоряжаться всеми заработанными вами средствами. Но сейчас во всем мире главным показателем социальной ответственности считается то, сколько бизнес вкладывает в развитие страны», — заявил премьер, отметив, что социально-ориентированных действий ждет от владельцев компаний не только правительство, но в первую очередь граждане РФ. Есть и еще один важный аргумент — все предложения по корректировке налоговой системы для добывающих отраслей, по словам Мищустина, были подготовлены по поручению Владимира Путина. А значит, нет смысла пытаться жаловаться на правительство в Кремль.
От лица олигархов в публичной части мероприятия выступал глава РСПП Александр Шохин, который заверил, что бизнес ни в коем случае не отказывается от социально-ответственного поведения. И в принципе готов делиться заработанным. Но хотел бы от правительства большей предсказуемости: изначально речь шла только об увеличении НДПИ, но потом к этому добавилось еще и повышенное изъятие прибыли, причем ретроспективно, за пять лет. Получается, что разработанный Минфином, законопроект имеет обратную силу, что прямо противоречит основному принципу законодательства. «Мы считаем, что если и заниматься этим вопросом, то нужен серьезный переходный период и повышенная ставка может применяться только за налоговый период не ранее 2022 года», — заявил Шохин. Также, по словам главы РСПП, бизнесу не нравится, что из-под действия законопроекта выведены госкомпании, у которых повышенных изъятий ренты не предполагается. Другие доводы на встрече в правительстве не прозвучали, но компании их обнародовали ранее. В частности, предприниматели настаивают, что рыночная экономика — это не про насилие. И угрозами добиться увеличения инвестиций от бизнеса, как надеются власти, в любом случае не получится.
Дискуссия за закрытыми дверями продолжалась три часа, в ходе которых олигархам все-таки удалось убедить чиновников отказаться от внедрения новых подходов к изъятию прибыли у металлургических и горнорудных компаний. «Налог на дивиденды изымаем из дискуссии, из поправок в Налоговый Кодекс и обсуждаем в деталях», — победоносно заявил после окончания встречи Шохин — И председатель правительства, и Минфин согласились, что законопроект еще сыроватый». Вместе с тем, глава РСПП признал, что полностью от своих планов Минфин отказываться не собирается: документ будет доработан и вступит в силу на год позднее, с 1 января 2023 года. Бизнес может только надеяться, что за это время появится «какой-то другой механизм» получить необходимые на соцрасходы деньги в бюджет.
Что касается увеличения НДПИ, то здесь все компромиссные цифры найдены: налог на жидкую сталь с 2022 года составит 2,7% (чиновники хотели 3%), на железную руду — 4,8% (хотели 5,5%), на фосфаты — 7% (хотели 8,75%). По коксующимся углями и цветным металлам договоренности были достигнуты еще до встречи у Мишустина. «Размер налоговых изъятий устраивает обе стороны — и правительство, которое заботится о бюджете, и бизнес, который теперь понимает, как в течение трех лет будет устроено налогообложение этих отраслей», — резюмировал Шохин.