В сентябре российская валюта вела себя спокойно, как удав – курс колебался в небольшом диапазоне: 72,5-73,5 за доллар, 84-86 – за евро. В октябре ситуация может кардинально поменяться — «деревянный» рискует оказаться в эпицентре самых разнообразных негативных мировых трендов, способных подорвать его вечно шаткую стабильность. Эксперты назвали пять основных факторов риска, угрожающих обрушить курс рубля в октябре.
1. Новые санкции Вашингтона
Палата представителей США поддержала поправку к оборонному бюджету на 2022 год, запрещающую американским инвесторам совершать сделки с российским суверенным долгом на вторичном рынке. Введение таких санкций может привести к снижению притока нерезидентов в российские ценные бумаги, потребовать увеличения издержек Минфина на обслуживание госдолга и ослабить курс рубля.
Комментирует Никита МАСЛЕННИКОВ, ведущий эксперт Центра политических технологий:
«Пока неясно, как будет работать механизм новых санкций. Что касается возможных негативных последствий для России, то запрет на операции российскими долговыми бумагами на вторичном рынке в какой-то степени охладит интерес нерезидентов к ОФЗ, уменьшит приток «горячих» денег в страну и ослабит курс рубля. Это мы уже видели в июне, после введения Вашингтоном первого санкционного пакета: тогда практически все аукционы раскупались отечественными инвесторами, в основном госбанками».
Александр РОЗМАН, старший аналитик компании Forex Optimum:
«Последние два санкционные кейса, введенных весной 2018 года в отношении отечественных предпринимателей и в начале 2021-года в отношении первичного госдолга РФ, привели к быстрому падению курса рубля к доллару: в первом случае, на 14%, а во втором — на 7%. В новых санкциях, которые одобрила Палата представителей США в оборонном бюджете на следующий год, комбинируются как ограничения в отношении крупных российских бизнесменов, так и в отношении всего российского госдолга. Если эта санкционная комбинация будет принята, рубль ждет падение как минимум на 14%, а это уже отметка 82-83 рубля за доллар».
2. Новая волна пандемии
Долгожданная победа над коронавирусом в мировом масштабе никак не наступит. Более того, все больше разговоров о новой волне эпидемии, которая может накрыть планету как раз в октябре. Экономические последствия такого сценария хорошо известны по 2020 году: локдауны, остановка экономики, закрытие бизнесов…Для рубля это обернулось мощным падением по отношению к доллару и евро, которое может повториться и сейчас.
Наталья МИЛЬЧАКОВА, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари»:
«В Европе, ряде стран Азии и в России, а также на значительной части постсоветского пространства этой осенью снова началась очередная волна пандемии COVID-19. В США, Израиле и ряде стран Запада может быть запущена в производство так называемая «бустерная» вакцина, направленная против новых штаммов коронавируса. Работа над новыми вакцинами ведётся и в России. Мы не ожидаем этой осенью новых локдаунов в России, хотя, вероятно, некие точечные ограничения для населения (например, в виде усиления контроля за ношением масок в общественных местах или ограничения посещений массовых мероприятий) будут возможны. Влияние последствий пандемии на курс рубля пока сохраняется, но по мере усиления борьбы с новыми штаммами ковида оно будет постепенно ослабевать».
3. США на грани разорения
Америка в очередной раз подошла к «потолку» законодательно ограниченного объема государственных заимствований. Для погашения обязательств Вашингтону нужны дополнительные средства. Если выход не будет найден до 18 октября, когда истекает срок принятия решения о повышении уровня американского госдолга, то США окажутся на грани дефолта. Это может спровоцировать сильнейший финансовый кризис мирового масштаба. Последствия в первую очередь ударят по рисковым активам — сырью, а также акциям и валютам развивающихся стран, в том числе и по рублю.
Марк ГОЙХМАН, главный аналитик TeleTrade:
«Решение о повышении «потолка» госдолга США, которое Сенат должен принять до 18 октября, далеко не просто техническая операция, хотя с сороковых годов она осуществлялась почти сто раз. В последние годы законодатели не просто «тянут до последнего», а пытаются «продать» свой вердикт подороже, рассчитывая получить в обмен какие-то преференции. Пока решения нет, рынки нервничают, что при приближении «дня икс» может сильно увеличить волатильность и значимо повлиять на рубль».
Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Американские государственные обязательства уже превысили $28,8 трлн. Если Конгресс не поднимет уровень госдолга в ближайшее время, то у Минфина США впервые в истории могут закончиться деньги и страна не сможет выполнить свои долговые обязательства. Штаты вплотную столкнуться с финансовым крахом. В совокупности с другими негативными мировыми факторами американский дефолт может привести к новому глобальному финансово-экономическому кризису, в ходе которого инвесторы предпочтут уйти с развивающихся рынков и переложить свои капиталы в более надежные инструменты. Насколько может ослабеть при таком развитии событий рубль, сказать пока сложно, тем не менее уже сейчас понятно, что курс российской валюты по отношению к доллару и евро значительно упадет».
4. Дефолт китайского застройщика Evergrande
Весь сентябрь тысячи инвесторов и дольщиков обвали пороги и даже собирались взять штурмом штаб-квартиру китайской строительной корпорации Evergrande, которая перестала вовремя погашать проценты по взятым кредитам, исчисляющихся в сотки миллиардов долларов. В финансовом мире заговорили об угрозе схлопывания китайского финансовго пузыря на рынке недвижимости. Казалось бы — как проблемы девелопера из Поднебесной могут повлиять на российские денежные знаки? И, тем не менее, обвал Evergrande, как и когда-то крах американского инвестбанка Lehman Brothers, может не только потянуть за собой китайскую экономику, но и подтолкнуть весь мир к новом кризису, похожему на обвал 2008 года, который обязательно накроет и Россию.
Марк ГОЙХМАН:
«Всем памятен мировой кризис 2008 года из-за недвижимости, связанный с банкротством Lehman Brothers. Поэтому в настоящее время внимание инвесторов, от которых во многом зависит здоровье валютного рынка, приковано к находящемуся на гране дефолта китайскому застройщику Evergrande. Официальный Пекин, хотя и обещал оказать посильную помощь покупателям жилья, пока не собирается спасать девелопера. В помощи также отказано банкам, финансовым институтам и инвесторам сектора недвижимости Поднебесной, которые гипотетически пострадают больше всего, столкнувшись с цепочкой непогашенных долгов по всему миру. Общий долг Evergrande, который еще верит в невероятное спасение, превышает $300 млрд, что вынуждает компанию лихорадочно продавать активы».
Александр РОЗМАН:
«В истории вероятного дефолта Evergrande очень много темных пятен. Надежную статистику из Китая получить сложно, поэтому реальный размер проблемы абсолютно не понятен. Размах оценок очень большой, от нового Lehman Brothers «по китайски», который запустит каскад банкротств аналогичных компаний и небольших финансовых организаций, провоцирующих новый финансовый кризис, до рядового дефолта крупной компании, коих в Китае в последнее время было и так много. Так что эту историю, из-за тесных экономических связей России и Китая, стоит держать на экранах радара, как потенциально опасную для рубля, чтобы не пропустить возможного начала падения российской валюты».
5. Переоцененность российской валюты
Стоимость российской валюты весь сентябрь оставалась достаточно стабильной. В то же время курсы денежных знаков других развивающихся стран и государств с высоким уровнем дохода заметно колебались, то прибавляя, то теряя в цене. Рубль пока надежно защищен высокими ценами на энергоресурсы, однако возникают сомнения в долгосрочности такого положения, поскольку других союзников у «деревянного» нет, а недоброжелателей хоть отбавляй. Стоит учитывать и тот факт, что слишком крепкий рубль не выгоден денежным властям, отвечающим за наполняемость федерального бюджета, во многом зависимого от экспортных поступлений.
Александр РОЗМАН:
«Если сравнить динамику курса рубля с курсовой динамикой других валют, можно увидеть странную картину. Начиная с лета и по настоящий момент, российские денежные знаки как будто живут отдельно от остального мира. За это время доллар по отношению к твердым валютам стран G7 (евро, британский фунт, японская иена и другие) вырос на 4,5%, а рубль в свою очередь укрепился к «американцу» на 1%. Можно попробовать объяснить такой парадокс высокими ценами на нефть и газ, однако котировки «черного золота» с июля и до конца лета снижались, причем, в определенные моменты падение барреля достигало 17%, но рубль на такие стрессы практически не реагировал. Кроме того, валюты других стран с высокой долей нефтегазовых доходов в бюджете (канадский доллар, норвежская крона, мексиканский песо) с начала июня и по сентябрь включительно снизились к доллару на 2,5-5,5%. Даже главный конкурент «американца» — китайский юань — потерял более 1,5%. Исходя из сложившейся ситуации можно сделать два предположения. Первое — рубль стал самой сильной валютой в мире, что вряд ли, потому что сила валюты основывается на сильной диверсифицированной экономике, до уровня которой России еще предстоит дорасти. Второй: «деревянный» ждет повод, чтобы в свойственной себе манере одним прыжком наверстать как минимум пятипроцентное отставание от других валют и сразу обвалиться до 76,5 рублей за доллар».
Сценарий обвала
Самая страшная перспектива ждет рубль, если перечисленные выше факторы (или хотя бы часть из них) сработают одновременно. Такой сценарий означает высокую вероятность глобального финансового кризиса, на которые рубль, судя по уже известному опыту, всегда реагирует одинаково: мощным обвалом.
Артем ДЕЕВ:
«В целом в мире нарастают кризисные проявления: рост глобальной инфляции, увеличение цен на энергоносители (из-за чего в Китае начинаются блэкауты в промышленности и в жилых районах, в ЕС разоряются поставщики тепла и энергии), рост стоимости продуктов питания и дефицит отдельных товаров, рост ставок фрахта, нехватка чипов и остановка автопредприятий и производств мобильной техники и электроники… Проявлений разбалансировки мировой экономики крайне много и насколько получится выйти из этой ситуации без острого кризиса, пока не понятно. Опасность мирового кризиса увеличивается, несмотря на благодушные заявления регуляторов. Понятно, что в ситуации нестабильности российская национальная валюта будет ослаблена, о стабильности крса рубля снова придется забыть».
Михаил КОГАН, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами:
«Если в США приостановят соцобслуживание, а также выплаты госслужащим и военным, а в Сенате не примут законопроект о расширении потолка госдолга, то позиции российской валюты не просто пошатнутся, а станут откровенно слабыми. При этом пока остаётся неясной ситуация с китайским застройщиком China Evergrande Group, испытывающим очень серьёзные проблемы с ликвидностью и судорожно ищущим пути для реструктуризации долга. Пока трейдеры видят высокую вероятность дефолта компании. Проблемы в Поднебесной и газовый кризис в Старом Свете может обрушить глобальный рынок. Также вновь усилилась санкционная риторика со стороны Вашингтона, воплощение которой в жизнь на сей раз выглядит вполне реалистично. Поэтому основной угрозой для курса российской национальной валюты сейчас является совокупность всех этих событий. Они, по нашему мнению, способны обвалить рубль до 80 за доллар, и до 100 – за евро».