Как сигнализируют участники рынка, взлет цен может быть вызван несколькими причинами: от дефицита солода в Европе и сокращения посевных площадей в России до увеличения расходов на упаковку и транспорт. В результате стоимость поллитровки хмельного напитка может подскочит га 50 процентов.
О возможном подорожании на отраслевом рынке предупредил Союз российский пивоваров (СРП), связавший будущий ценовой скачек с увеличением закупочной стоимости солода, тарифы на который на оптовых рынках с начала года стали больше на 30-50%. Раскрутку внешних цен, по мнению объединения пивоваров, представляющих крупные региональные компании России, вызвали неурожаи ячменя в Европе и пожары в Турции. Пессимизма добавляют и вести с родных полей — снижение сборов и сокращение посевных площадей ячменя в нашей стране привело к падению объемов жатвы этой зерновой культуры по итогам августа более чем на 10% по сравнению с прошлым годом.
Погодный фактор в этом году играет важную роль. По оценке немецкого аналитического агентства H.M. Gauger, нынешняя весна в Германии оказалась самой холодной за последние 40 лет, а в Великобритании из-за периодически возникающих заморозков регистрировалась минимальная средняя температура за целое столетие. Обрушившееся вслед за тем на страны Старого Света аномально жаркое лето повлекло за собой многочисленные возгорания на ячменных плантациях Турции, что неминуемо ударило по ценам. Их рост подогрели и российские аграрии: в условиях внутреннего падения производства для удовлетворения европейского дефицита они увеличили отгрузку зерна за рубеж примерно на 2 млн тонн.
По словам председателя СПР Даниила Бримана, указанные обстоятельства дали серьезный толчок к ужесточению ценовой конъюнктуры. Стоимость солода, доля которого в себестоимости литра пива составляет около 60%, только за последние шесть месяцев практически удвоилась. «Подобная динамика способна привести к повышению цены конечного продукта на треть», — предупреждает он. Во избежание дестабилизации пивного рынка отраслевой союз предлагает ввести квоты на экспорт ячменя и солода, а также повысить пошлины на заграничные сорта с символических нескольких центов до неподъемного для кармана рядовых потребителей одного евро за литр.
Коллеги по цеху из числа крупных производителей напитка не спешат поддерживать тезис о дефиците основного сырья. По мнению исполнительного директора Ассоциации производителей пива Вячеслава Мамонтова, ведущие отраслевые компании не испытывают недостатка сырья, поэтому заявления о резком росте цен стоит считать преждевременными.
По словам председателя правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, противоречия между участниками рынка относительно возможного изменения цен на пиво нужно считать следствием разного взгляда на ситуацию. Крупные производители, обладающие не только заводскими мощностями по изготовлению напитка, но и сельскохозяйственными угодьями для выращивания сырья, действительно не видят причин для беспокойства. Собственные закрома, которых хватит и на будущих год, они наполнили с избытком, что дает возможность зарабатывать на зарубежных партиях зерна. Локальные производители лишены такой привилегии — они продают небольшие партии продукции в торговых точках ближайших регионов и не обладают доступа к долгосрочным товарным складам. Им приходится покупать необходимые ингредиенты через посредников у рыночных перекупщиков, что существенно влияет на конечные расценки.
Существуют и другие факторы, волнующие обе стороны отечественного рынка ячменного напитка — растут не только непосредственно производственные статьи расходов пивоваров, но и сопровождающие траты, в частности, цены на пластиковую и стеклянную упаковку, транспортную и маркетинговую составляющие. «Уже эти, не касающиеся непосредственно производства части, вынудили нас поднять розничную стоимость на 10%», — жалуется руководитель одной из подмосковных сетей пивных алкомаркетов.
Между тем, как считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, производителям пива пока рано расстраиваться. Интерес потребителей к слабоалкогольной продукции в России вряд ли ослабнет. Исходя из данных компании «Эвотор», за год средняя цена литра пива в нашей стране выросла на 9% — с 98-и до 107 рублей.
Дополнительного резкого скачка стоимости пенного прохладительного, по словам Янина, вряд ли стоит ожидать. Стоимость пива вырастет, однако единую наценку в 30% можно сразу снизить втрое. Тех, кто сейчас покупает бутылку за 100 рублей, вряд ли отпугнет рост товара на 10 рублей — они продолжал приобретать излюбленные сорта, даже если их стоимость вырастет на подобную сумму. Для тех, кто довольствуется самым дешевым сегментом, производители также не рискнут увеличивать цены — наиболее доступное пиво останется на прилавках, только за его качество вряд ли можно будет ручаться.