Борьба с негативной ценовой динамикой не приносит результатов. Продовольственная инфляция крепчает, и коррекции ее уровня в сторону снижения пока не предвидится. Решать проблему бросились все органы власти: новые предложения по регулированию стоимости продуктов озвучили за последние дни члены правительства, сенаторы и депутаты..
Продовольственная инфляция стремительно набирает обороты. Члены правительства обвиняют в этом, естественно, заграницу: рост цен на еду — общемировой тренд. Плюс к этому увеличиваются траты на удобрения, корма, рабочую силу, да еще и логистика дорожает. Очевидно, что все меры по сдерживанию стоимости, которые власти использовали ранее — заморозка, соглашения с производителями и пошлины на экспорт, не дали должного эффекта. Продукты дорожают, а прогноз по инфляции на 2021-й вместо ранее озвученных 5,8% теперь ожидается 7,4%.
Ответственные чиновники вынуждены придумывать все новые способы борьбы с ценовой катастрофой. В Совфеде прошли парламентские слушания, где обсудили механизмы стабилизации цен на агропродовольственном рынке. Глава Минэкономразвития Максим Решетников рассказал, что в ближайшее время будет представлен план мер для расширения предложения продовольствия — прежде всего плодоовощной продукции и мяса. Минтранс предложил расширить господдержку, чтобы остановить рост стоимости грузоперевозок: это должно привести к снижению цен на овощи.
Насколько все это поможет сдержать цены на прилавках? Существует три причины поразившей страну инфляции, рассказывает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. «Первая находится на поверхности — рост мировых цен и неизбежный импорт к нам инфляции извне из-за дорогих материалов, топлива, кормов. Вторая — желание отечественных производителей и особенно перекупщиков все время подтягивать оптовые и розничные цены в России поближе к мировым. Третья — объективно растущие издержки у наших аграрных хозяйств, перерабатывающих заводов не только из-за воздействия первой, чисто внешней причины, но и «благодаря» накопившимся внутри страны долгам производителей — по банковским кредитам, за лизинг сельхозтехники и оборудования, за аренду частично простаивающих на пике пандемии помещений», — отмечает эксперт.
По мнению Пушкарева, результат по сдерживанию цен возможен, только если лечить все причины в комплексе. Собеседник «МК» убежден, что надежда на снижение стоимости будет, если власти не просто поднимут субсидии сельскому хозяйству и переработчикам — что абсолютно назрело (планку высокой себестоимости иначе никак не опустить, а издержки растут), но и смогут «законодательно воздействовать на степень «жадности» тех же производителей и оптовиков».
«В российских реалиях не работает система государственного регулирования цен — она вызывает помимо морального давления обратный эффект, в виде вакуума предложения и дополнительного роста цен», — говорит старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Для стабилизации стоимости имеет смысл лечить саму болезнь, а не ее симптомы — надо больше дотировать и субсидировать сельхозпроизводителей, причем вне зависимости от формата — и мелких фермеров, и крупные холдинги».
То есть получается, все меры надо связать воедино: заморозку цен вводить как обязывающую норму; во избежание дефицита — квоту на вывоз, позволяющую всем экспортерам жизненно важных продуктов продавать их за рубежом со сверхприбылью строго пропорционально продажам того же товара в России; и, конечно, осуществлять субсидии аграриям, чтобы снизить издержки.