Изменение подоходного налога в ближайшие три года в России не запланировано. Об этом в понедельник заявил глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов. Он так же подчеркнул, что российские власти очень аккуратно относятся к изменению порядка налогообложения физических лиц. И поскольку сейчас расписывается федеральный бюджет на предстоящие три года, в нем никакой корректировки по этому поводу не предвидится.
В общем, в ближайшую трехлетку богатые россияне, владельцы заводов, газет, пароходов, могут спать спокойно.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения для борьбы с бедностью в нашем обществе давно стало притчей во языцех. О ней политики и общественники говорили еще с начала перестройки, с «лихих 90-х». Лед, казалось бы, тронулся, когда два года назад, наконец-то, было решено поднять НДФЛ для тех, кто за календарный год зарабатывает более 5 миллионов рублей.
Вот они с 1 января нынешнего года платят уже не 13 %, как все остальные граждане, а 15 %.
Всем казалось, что за первым таким шагом последует и второй, и третий, ведь в некоторых развитых странах мира, в зависимости от дохода, акулы капитализма платят более 50 %.
Но, видимо, на предстоящие три года наш кабмин взял налоговую передышку.
По убеждению министра финансов, дальнейшее повышение налогов ни к чему хорошему не приведет, так как крупные миллиардеры найдут способ укрыться от таких выплат. А пострадает в первую очередь средний класс.
Логика для главного казначея страны странная. А для чего тогда государство создало целые структуры, отслеживающие доходы граждан? Ведь в других развитых странах мира как-то решаются подобные проблемы, почему именно в России прогрессивная шкала не заработает?
Пока правительство упорно избегает прогрессивной шкалы налогообложения, доходы россиян продолжают падать. Как нам выбраться из нищеты? Этот вопрос мы задали Игорю Николаеву – доктору экономических наук, профессору.
— Игорь Алексеевич, если бы правительство обложило наших олигархов 50-процентным подоходным налогом, мы ликвидировали бедность?
— Нет, по 50 % это не эффективно, в нынешних условиях это запретительная ставка. Финансовая элита найдет возможность не платить, уйдет налоговыми резидентами в другие страны.
Но это не означает, что не должно быть прогрессивной шкалы. Я как раз сторонник этой системы. Однако на нынешнем этапе она должна быть умеренной. Допустим, 20 % с тех, кто зарабатывает больше миллиона рублей в месяц. Это вполне реально. Платили бы, как миленькие, никуда бы не делись и не обеднели.
Да, налоги в 50-60 % есть на Западе, но к таким ставкам там шли долгие годы.
— Введение прогрессивной шкалы решило бы нашу проблему с бедностью?
— Радикальным образом нет. Хотя бы потому, что в России очень много бедных, почти 20 миллионов человек. Мы объективно не сможем собрать столько денег, чтобы подтянуть доходы малоимущих. Однако в какой-то степени ситуацию смягчило. Проблема бедности решается не только этим путем.
— А какими еще?
— Работающей экономикой, которая бы генерировала доходы граждан. В частности, чтобы от индивидуальных предпринимателей доходы были значимыми, а не уменьшались из года в год, как сейчас.
Прогрессивная шкала – один из механизмов в рыночной экономике, он обязательно должен быть. Но как на палочку-выручалочку на него делать ставку нельзя.